Рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основных образовательных программ Учреждения. 1.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. 1.7. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному предмету, курсу (предметной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования. 1.8. Задача программы: – конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета, курса с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса Учреждения и контингента обучающихся. 1.9. Рабочая программа выполняет следующие функции: – нормативная: является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме; – информационно-методическая: определяет содержание образования по учебному предмету, курсу на базовом, углубленном или профильном уровнях, обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся; – целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область – определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности; – процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; – оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся 2. Технология разработки рабочей программы 2.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу на учебный год или определенный уровень обучения с последующей корректировкой. 2.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета, курса осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины (образовательной области). 2.3. Допускается разработка программы учебного предмета, курса коллективом педагогов одного школьного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора Учреждения. 2.4. Рабочая программа учителя разрабатывается на основе: – требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования; – основных образовательных программ Учреждения соответствующего уровня образования; – учебного плана Учреждения; – примерной образовательной программы по учебному предмету, курсу, дисциплине или авторской программы. 2.5. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один хранится у учителя, второй - у заместителя директора по УВР. 3. Структура рабочей программы 3.1. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 1) титульный лист программы; 2) пояснительная записка, включающая описание места учебного предмета в учебном плане; описание учебно-методического комплекта; 3) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 4) содержание учебного предмета, курса; 5) тематическое, поурочно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, указанием характеристики видов деятельности обучающихся. 3.2. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) титульный лист программы; 2) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 3) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 4) тематическое планирование. 3.3. Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается педагогическим советом Учреждения. 4. Оформление рабочей программы 4.1 Текст рабочей программы учебного предмета, курса набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, стандартные поля; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения (Приложение №1). На титульном листе указывается: – полное название образовательной организации (в соответствии с Уставом); – – – название Программы (учебный предмет, курс); адресность (класс или уровень образования, или возраст обучающихся); срок реализации рабочей программы – – – сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория); год составления Программы; грифы рассмотрения (с указанием номера протокола и даты рассмотрения), согласования (с указанием даты согласования), утверждения рабочей программы (с указанием номера приказа и подписи директора Учреждения). 4.3. Тематическое и поурочно-тематическое планирования представляется в виде таблицы (Приложение №2). 5. Утверждение рабочей программы 5.1 Рабочая программа учебного предмета, курса: - рассматривается на заседаниях школьных методических объединений до 30 августа текущего года, - согласовывается с заместителем директора по УВР – куратором по предметам до 1 сентября текущего года; - утверждается ежегодно перед началом учебного года приказом директора Учреждения 1 сентября текущего года. 5.2 Рабочая программа курсов внеурочной деятельности: - согласовывается с заместителем директора по УВР – куратором по предметам до 1 сентября текущего года; - утверждается ежегодно перед началом учебного года приказом директора Учреждения 1 сентября текущего года. 5.3 При несоответствии Программы учебного предмета, курса установленным данным Положением требованиям, заместитель директора Учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. 5.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу учебного предмета, курса в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. 5.4 Администрация ОУ осуществляет систематический контроль за выполнением рабочих программ, их практической части, соответствием записей в классном журнале содержанию Рабочих программ по итогам каждого учебного периода (полугодия, года). 5.5 В случае невыполнения Рабочей программы по итогам проверки учитель фиксирует необходимую информацию в листе корректировки в конце каждого полугодия. Приложение 1 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 67 имени Героя Российской Федерации В.В.Замараева» Согласовано Заместитель директора по УВР ______________/_________________ подпись ФИО «__»___________________201___ «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 67 _____________М.А.Чепелева «__»_______________201___ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) _____________________________________________________, наименование учебного предмета (курса) ______________ класс на __________ учебный год Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №_____от «___»____________201__ ФИО составителя (разработчика), должность, категория 2016 год Приложение 2 Тематическое (поурочно-тематическое) планирование по ___________________________________________________________________ наименование учебного предмета (курса) Количество часов по учебному плану всего_____ час; в неделю ____ час. Планирование составлено на основе ______________________________________________________________________________ ____ наименование примерной образовательной программы по учебному предмету (курсу) Учебник______________________________________________________________________ _____ название, автор, издательство, год издания Тематического планирование № Наименование разделов Количество часов Количество работ практического характера Количество работ контрольного характера Поурочно-тематическое планирование ___ класса № Тема урока Элемент содержания урока Характеристика основных видов деятельности ученика Приложение 3 Лист корректировки календарно-тематического планирования Предмет ___________ Класс _____ Учитель ___________ 20___-20___ учебный год № урока Тема Количество часов по плану дано Причина корректировки Способ корректировк и