Положение о внеурочной деятельности в 10 -11 классах

1

1.4. Внеурочная деятельность - часть учебного плана. Учебный план является
компонентом основной образовательной программы образовательного учреждения.
1.5. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет до 10 недельных часов и
не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых
на реализацию основной образовательной программы.
2. Цели и задачи:
2.1. Формирование личности, обладающей высокой культурой, интеллигентностью,
социальной активностью, качествами гражданина-патриота.
2.2. Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского
самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей обучающихся в
интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.
2.3. Сохранение и приумножение традиций МБОУ СОШ №67.
2.4. Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей
направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности.

среды,

2.5. Организация гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
2.6. Проведение культурно-массовых, спортивных, физкультурно-оздоровительных,
научно-исследовательских мероприятий.
2.7. Организация социально-психологической поддержки участников образовательного
процесса
2.8. Организация работы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике
девиантного поведения в среде обучающихся.
2.9. Развитие системы информационного обеспечения обучающегося.
2.10. Проведение работы по адаптации обучающихся при переходе на новую ступень
обучения.
2.11. Содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов, обучающихся 10-11
классов в соответствии с основой образовательной программы среднего общего
образования.
3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности.
3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с
основной образовательной программой среднего общего образования в образовательном
учреждении.
3.2 МБОУ СОШ №67 самостоятельно разрабатывает и утверждает виды внеурочной
деятельности по направлениям:
По месту проведения:
• в школе;
• на базе учреждений дополнительного образования.
2







По времени:
• во второй половине дня;
• во время учебных занятий;
• во время каникул.
3.3. Внеурочная деятельность делится на:
а) учебную- один из видов деятельности обучающихся, направленный на усвоение
творческих знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач;
б) внеучебную– вид деятельности, направленный на социализацию обучаемых, развитие
творческих способностей школьников во внеучебное время.
3.4. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
спортивно-оздоровительное,
духовно- нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.











3.5. Виды внеурочной деятельности:
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение;
досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
техническое творчество;
трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
3.6.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности,
формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей) и реализуется посредством различных форм.
3.7. По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и
запросов детей и родителей план внеурочной деятельности в образовательной
организации модифицируется в соответствии с пятью профилями: естественно-научным,
гуманитарным, социально-экономическим, технологическим, универсальным.
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от
профиля) предполагает:
организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч (организованного
тематического и свободного общения старшеклассников), участие обучающихся в делах
классного ученического коллектива и в общих коллективных делах образовательной
организации.
В весенние каникулы 10-го класса организуются поездки в организации
профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных планов
обучающихся в сфере продолжения образования. После поездок в рамках часов,
отведенных на организацию жизни ученических сообществ, проводятся коллективные
обсуждения, в ходе которых педагогами обеспечиваются анализ и рефлексия
обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных организаций.

3

Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется профилями
обучения
(естественно-научный,
гуманитарный,
социально-экономический,
технологический, универсальный).
3.8. В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.
В 10-м классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной
ситуации может быть выделено больше часов, чем в 11-м классе.
4. Организации внеурочной деятельности.
4.1. Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются
утверждаются школой самостоятельно. Возможно использование авторских программ.

и

4.2. Структура образовательной программы внеурочной деятельности:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- учебно-тематическое планирование (по годам обучения):
- содержание изучаемого курса:
- методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;
- планируемые результаты.
4.3. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы среднего общего образования определяет образовательное
учреждение.
4.4. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться педагогами учреждений
дополнительного образования, учителями среднего и старшего звена.
4.5. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется в журнале
учета внеурочной деятельности. Содержание занятий в журнале учета должно
соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности.
4.6. Порядок ведения журнала обязателен для всех педагогов, осуществляющих
внеурочную деятельность, и содержит сведения о количестве обучающихся, а также дату,
тему проведенных занятий.
4.7. Порядок ведения, хранения журнала учета неаудиторной занятости аналогичен
правилам ведения классных журналов.
5. Результаты и эффекты внеурочной деятельности.
5.1. Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются
по трём уровням:
первый уровень: приобретение обучающимися социальных знаний, первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного
уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем.
второй уровень: получение обучающимися опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса.
третий уровень: получение обучающимся опыта самостоятельного общественного
действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие обучающегося
с социальными субъектами за пределами школы.
4

6.Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.
6.1. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности является
комплексной и предусматривает:
• оценку достижений учащихся (портфолио обучающегося);
• оценку эффективности деятельности ОО в сфере реализации внеурочной деятельности.
6.2. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех
уровнях:
• представление коллективного результата деятельности группы обучающихся в рамках
одного направления (результаты работы кружка, детского объедения, системы
мероприятий, лагерной смены и т. п.);
• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на
основании экспертной оценки личного портфолио;
• качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОО по
направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных
результатов обучающихся.
7. Управление внеурочной деятельностью.
7.1. Общее руководство внеурочной деятельностью с обучающимися в образовательном
учреждении осуществляет заместитель директора по УВР на основе своих должностных
обязанностей.
7.2. Организация внеурочной деятельности с обучающимися осуществляется на
основании приказа директора школы по согласованию с советом образовательного
учреждения на основании обобщенной заместителями директора информации по
изучению спроса и предложения образовательных услуг.
Внеаудиторная работа осуществляется в соответствии с расписанием, утверждённым
директором школы.
7.3. К организации внеурочной деятельности могут привлекаться педагоги из центров
дополнительного образования
8. Финансирование внеурочной деятельности.
8.1. Финансирование внеурочной деятельности осуществляется за счет бюджетных
средств.
8.2. Оплата проведения неаудиторных занятий проводится пропорционально отведенному
на эти занятия времени в соответствии с планом школы и порядком расчета заработной
платы за неаудиторную занятость на основе стоимости одного ученика-часа и
поправочных коэффициентов, учитывающих виды занятий и наполняемость групп.
9. Стимулирование внеурочной деятельности.
9.1. Для стимулирования работы педагогов и иных сотрудников и обучающихся по
организации внеурочной деятельности предусмотрено:
-моральное стимулирование (награждение дипломами, грамотами, свидетельствами и
сертификатами участника победителей и участников мероприятий);
-материальное стимулирование (установление надбавок, доплат к заработной плате или
премий педагогам и сотрудникам школы из средствстимулирующей части ФОТ в
зависимости от качественных и количественных показателей работы).

5

Приложение 1.
Особенности организации внеурочной деятельности при реализации основной
образовательной программы среднего общего образования
1.1. В целях обеспечения индивидуальных потребностей, обучающихся основная
образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность.
1.2. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными
организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
1.3 План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования (до
700 за два года обучения, в год - не более 350 часов) с учетом интересов обучающихся и
возможностей образовательной организации.
1.4 Величину недельной образовательной нагрузки учащихся старшей школы,
реализуемой через внеурочную деятельность, определяют за пределами количества часов,
отведенных на освоение обучающимися учебного плана.
1.5. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная
деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических
образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной
организации или на базе загородных детских центров, в туристических походах,
экспедициях, поездках и т.д.).
1.6. При организации внеурочной деятельности используются как программы
линейных курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное
количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя), так и
программы нелинейных (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их
изучениеустановлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой
учителя).
1.7.
Программы линейных курсов могут быть реализованы при использовании
таких форм внеурочной деятельности как художественные, культурологические,
филологические, хоровые студии, школьные спортивные клубы и секции, предметные
кружки, факультативы, научно-практические конференции, школьные научные общества
и т.д.
1.8.
Программы нелинейных (тематических) курсов могут быть реализованы при
использовании таких форм внеурочной деятельности как сетевые сообщества, юношеские
организации, научно-практические конференции, олимпиады, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и
т.д.
Программы нелинейных (тематических) курсов разрабатываются из расчета общего
количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности.
Образовательная нагрузка программ нелинейных (тематических) курсов может
распределяться в рамках недели, четверти (полугодия), года, переноситься на
каникулярное время.
1.9.План внеурочной деятельности может включать в себя:
 организацию
деятельности
ученических
сообществ
(подростковых
коллективов), в том числе объединений по интересам, клубов, детских,
подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
 внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной
программы (предметные кружки, факультативы, школьные научные
общества, школьные олимпиады по учебным предметам);
 воспитательные мероприятий и др.
6

1.9. В плане внеурочной деятельности отражаются особенности того или иного профиля
обучения в старшей школе.
В рамках реализации технологического профиля в осенние (зимние) каникулы 10го класса организуются поездки и экскурсии на промышленные предприятия, в научноисследовательские организации, в технические музеи, технопарки. В ходе познавательной
деятельности на вышеперечисленных объектах реализуются индивидуальные, групповые
и коллективные учебно-исследовательские проекты обучающихся. В течение первого
полугодия 10-го класса осуществляется подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках
часов, отведенных на воспитательные мероприятия, курсы внеурочной деятельности по
выбору обучающихся.
В летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями
дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и
производственными
организациями
обеспечиваются
профессиональные
пробы
обучающихся на производстве.
Во втором полугодии 10-го класса в рамках часов, отведенных на курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия,
организуется подготовка к профессиональным пробам обучающихся на производстве,
предусматривается подготовка и защита индивидуальных или групповых проектов
(«проект профессиональных проб»).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11-м классе)
предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся,
поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические
походы, поездки по территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона»
(коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр
видеофильмов,
посещение
выставок,
художественных
музеев
с
обязательнымколлективным обсуждением), социальные практики, в том числе в качестве
организаторов деятельности обучающихся 5–9-х классов (на основании рабочих программ
внеурочной деятельности педагогов школы, приложение 2).
В рамках реализации универсального профиля в осенние (весенние) каникулы 10го класса временными творческими группами обучающихся организуются поездки и
экскурсии в музеи, научные центры, театры города. В ходе познавательной деятельности
реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские
проекты обучающихся. В течение первого полугодия 10-го класса осуществляется
подготовка к поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные
мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
1.10. Временными творческими группами обучающихся при поддержке педагогов
общеобразовательной организации в летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе
интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с
научными и производственными организациями обеспечиваются профессиональные
пробы обучающихся на производстве и в социальной сфере (в зависимости от профиля),
подготавливаются и проводятся социальные практики. Во втором полугодии 10-го класса
в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся и
воспитательные мероприятия, организуется подготовка к профессиональным пробам
и/или социальным практикам обучающихся, предусматривается подготовка и защита
индивидуальных или групповых проектов («проект профессиональных проб», «проект
участия в исследовательской экспедиции», «проект социальной практики»).
1.11. При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться
возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта.
В случае организации внеурочной деятельности не на базе образовательного
учрежденияучитываются наличные условия: здание организации, осуществляющей
7

образовательную деятельность, набор и размещение помещений для осуществления
образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского
обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим,
расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий.
1.12. Организация жизни ученических сообществявляется важной составляющей
внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской
гражданской идентичности и таких компетенций, как:
компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе
с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях
человека;
компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно
значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществпроисходит:
в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной
деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детскоюношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;
через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным
традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих
объединений, благотворительных организаций; через участие в экологическом
просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса,
сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и
объединениями.

8

Приложение 2
Примерный план внеурочной деятельности
Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года
неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках
инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели
используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между
образовательными событиями).
Годовой план организации внеурочной деятельности по направлениям
Направление
внеурочной
деятельности
Спортивнооздоровительное
Духовнонравственное
Социальное
Общеинтеллекту
альное
Общекультурное

Итого:

Количество часов в год
Количество часов в год
XI класс
X класс
68

68

реализуется по плану реализуется по плану
воспитательной работы воспитательной работы
школы - 34
школы
34
34
136
136
реализуется по плану реализуется по плану
воспитательной работы воспитательной работы
школы - 34
школы - 34
306
306

Недельный план организации внеурочной деятельности
Направление
деятельности

внеурочной

Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Социальное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Итого:

Количество часов в
неделю
X класс
2
реализуется по плану
воспитательной работы
школы - 1
1
4
реализуется по плану
воспитательной работы
школы - 1
9

9

Количество часов в год
XI класс
2
реализуется по плану
воспитательной работы
школы - 1
1
4
реализуется по плану
воспитательной работы
школы - 1
9

Распределение часов ВНУД
Жизнь
ученических
сообществ

Внеурочная
деятельность
предметам
школьной
программы

10-й класс
1-е полугодие

10

30

20

Осенние каникулы
2-е полугодие

20
10

30

20
10

Летние каникулы

20

ИТОГО

60

60

60

11 класс
1-е полугодие

10

30

10

20
10
10

10

50
110

40
100

Осенние каникулы
2-е полугодие
Весенние
каникулы
Итого
За 2 года

Воспитательные
по мероприятия

20

10
10

10

30
90

Приложение 3
Требования к программам внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности должна содержать следующие структурные
элементы:
• Титульный лист
• Пояснительная записка
• Общая характеристика курса
• Личностные и метапредметные результаты освоения курса
• Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности
обучающихся;
• Содержание курса внеурочной деятельности
• Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса.
На титульном листе программы внеурочной деятельности необходимо указать:
• наименование ОО;
• где, когда и кем утверждена программа;
• название программы внеурочной деятельности;
• направление внеурочной деятельности, в рамках которого предполагается реализовать
данную программу;
• возраст детей, на которых рассчитано содержание внеурочной деятельности;
• срок реализации;


Ф. И. О., должность автора (авторов);
• год разработки.
В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности обучающихся в 5 – 9
классах необходимо раскрыть следующие вопросы:
• актуальность (педагогическая целесообразность) программы внеурочной деятельности ориентация на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности младших
школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ;
• цель и задачи программы внеурочной деятельности. Цель должна соответствовать
требованиям к личностным результатам освоения ООП, установленным ФГОС. Задачи
должны раскрывать логику достижения цели при организации практической деятельности
обучающихся;
• формы и режим занятий.
Результаты освоения курса
Результаты необходимо описать на трех уровнях: личностные, метапредметные и
предметные. Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям
внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности включают в себя:
• специфические знания, умения и навыки по изготовлению определенного продукта
(открытию социально-культурного знания);
• опыт самостоятельной деятельности обучающихся по изготовлению специфического
продукта (проектирование изменений социально-культурного знания);
• опыт презентации индивидуального продукта.
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам
участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ.
Минимальное обязательное количество таких сертификационных испытаний не должно
быть больше четырех за учебный год.
11

Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются
выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. п.
Перечень ведения мероприятий должны быть прописаны заранее. По каждому
направлению внеурочной деятельности за учебный год должно пройти не менее четырех
мероприятий на уровне ОО.
Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности должен содержать
перечень разделов и тем, количество часов по каждому разделу и теме с разбивкой на
теоретические и практические виды и формы организации занятий.
Содержание программы представляет собой краткое описание каждой темы с выделением
подлежащих освоению основных понятий и видов деятельности обучающихся. Возможно
описание организации деятельности учащихся по формированию УУД. (В календарнотематическом планировании мероприятий, реализуемых в рамках внеурочной
деятельности, должны быть указаны: название и форма мероприятия, сроки проведения,
видов деятельности обучающихся, ресурсы и предполагаемый результат).
В разделе "Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
курса" указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и
справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень технических средств
обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые
образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и
т.д.)
Приложения оформляются по желанию составителя программы. В эту часть программы
можно поместить краткие методические рекомендации по организации и проведению игр,
бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций, лабораторных и практических работ,
по постановке экспериментов или опытов и т. п.; дидактический и лекционный материал,
методики исследовательских работ, тематика опытнической или исследовательской
работы и т. п.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».