AOОП_НОО_5.1_23-24

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 67 ИМЕНИ
ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. ЗАМАРАЕВА

УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ СОШ № 67
__________ Е.В. Свалова
Приказ МБОУ СОШ № 67
№290 – од от 01.09.2023

ПРИНЯТА
на заседании педагогического
совета МБОУ СОШ № 67
Протокол №1 от 28.08.2023

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

для учащихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1)

на 2023/24 учебный год

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение
и
назначение
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее –
АООП) начального общего образования (далее – НОО) учащихся с тяжелыми
нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная программа,
адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их
психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО разработана МБОУ СОШ № 67 на основе Закона «Об
образовании в Российской Федерации», в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего
образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее —
ФГОС НОО учащихся с ОВЗ) и с учетом ФАОП НОО для обучающихся с
ОВЗ (от 24ноября 2022 г. № 1023). АООП НОО учащихся с ТНР определяет
содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура АООП НОО учащихся с ТНР включает целевой, содержательный
и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации АООП НОО учащихся с ТНР,
конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения учащимися с ТНР АООП НОО;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального
общего образования и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
• программу формирования универсальных учебных действий;
• программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области и курсов внеурочной деятельности;
•программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
с ТНР;
• программу формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни;
• программу коррекционной работы;
• программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также механизмы реализации
компонентов АООП НОО.
2

ТНР.

Организационный раздел включает:
• учебный план начального общего образования;
• систему специальных условий реализации АООП НОО учащихся с

Принципы и подходы к формированию адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ТНР
В основу формирования АООП НОО учащихся с ТНР положены
следующие принципы:
• принципы государственной политики Российской Федерации в
области образования (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптация
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
учащихся и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей учащихся;
•
принцип
коррекционной
направленности
образовательной
деятельности;
•
принцип
развивающей
направленности
образовательной
деятельности, ориентирующий его на развитие личности учащегося и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей учащихся;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования учащихся с ТНР;
• принцип целостности содержания образования. Содержание
образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не
понятие предмета, а понятие «предметной области»;
• принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения учащимися с ТНР всеми видами
доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;
• принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной
жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область
жизнедеятельности;
• принцип сотрудничества с семьей.
В
основе
АООП
НОО
учащихся
с
ТНР
заложены
дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
3

Дифференцированный
подход
предполагает
учет
особых
образовательных потребностей учащихся, которые определяются уровнем
речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования
речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. АООП НОО создается в
соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ требованиями к:
• структуре образовательной программы;
• условиям реализации образовательной программы;
• результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает учет особых
образовательных потребностей учащихся, которые проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования,
предоставляя учащимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического
творчества, создания вариативных образовательных
материалов,
обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие
способности учащихся самостоятельно решать учебно-познавательные и
учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
закономерности процесса обучения и воспитания учащихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности учащихся с ТНР младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической
деятельности
учащихся,
обеспечивающей
овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
• придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
• прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых предметных областях;
• существенное повышение мотивации и интереса к учению,
• приобретению нового опыта деятельности и поведения;
• создание условий для общекультурного и личностного развития
учащихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных действий,
которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных
знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на
следующем уровне образования, но и социальной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает
организация детского самостоятельного и инициативного действия в
4

образовательной деятельности, снижение доли репродуктивных методов и
способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемнопоискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о
языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или
знакового характера, которая используется как средство общения.
Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов
языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами
одного уровня и разных уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык
существует и реализуется через речь, в сложном строении которой
выделяются
различные
компоненты
(фонетический,
лексический,
грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах
развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании
учащихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности
учащихся.
Реализация системного подхода обеспечивает:
• тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и
интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями,
умениями и навыками;
• воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного
недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей,
предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области;
• реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели –
формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций
(познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии
с различными ситуациями.
Реализация АООП НОО учащихся с ТНР осуществляется на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ―
ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психологомедико-педагогического обследования, и в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
МБОУ СОШ № 67 обеспечивает ознакомление учащихся и их
родителей (законных представителей) как участников образовательных
отношений:
• с Уставом и другими документами, регламентирующими
осуществление образовательной деятельности в МБОУ СОШ № 67;
• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации
АООП НОО учащихся с ТНР, установленными законодательством
Российской Федерации и Уставом МБОУ СОШ № 67.
АООП НОО учащихся с ТНР адресована:
учащимся для информирования о достижении образовательных
результатов начального общего образования;
родителям для информирования о целях, содержании, организации
и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым
учащимся образовательных результатов;
5

для определения сферы ответственности за достижение результатов
образовательной деятельности школы, родителей и учащихся и
возможностей для взаимодействия;
педагогам в качестве ориентира в практической образовательной
деятельности;
создания
индивидуальных
планов,
учитывающие
образовательные потребности групп или отдельных учащихся с ТНР.
администрации для координации деятельности педагогического
коллектива по выполнению требований к результатам и условиям
освоения учащимися адаптированной основной образовательной
программы;
для регулирования образовательных отношений (педагогов,
учеников, родителей, администрации);
учредителю и органам управления для повышения объективности
оценивания образовательных результатов учреждения в целом;
для принятия управленческих решений на основе мониторинга
эффективности
процесса,
качества,
условий
и
результатов
образовательной деятельности школы.
Целевой раздел

Пояснительная записка

Цель реализации АООП НОО учащихся с ТНР — обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО учащихся с ОВЗ посредством создания
условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей учащихся с ТНР.
Для достижения поставленной цели при реализации АООП НОО
учащихся с ТНР МБОУ СОШ № 67 предусматривает решение следующих
основных задач:
•формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья учащихся с ТНР;
•достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых
установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями учащегося с ТНР,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
•овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в
семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями
•становление и развитие личности в еѐ индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости;
•обеспечение доступности получения качественного начального
общего образования;
•обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
•выявление и развитие возможностей и способностей учащихся с ТНР,
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного
6

творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков
(включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),
проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
•использование в образовательной деятельности современных
образовательных технологий деятельностного типа;
•предоставление
учащимся
возможности
для
эффективной
самостоятельной работы;
•участие педагогических работников, учащихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
• включение учащихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населѐнного пункта, района, города).
Вариант 5.1. АООП НОО предполагает, что учащийся с ТНР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным
речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок
освоения АООП НОО составляет 4 года.
Вариант 5.1 предназначается для учащихся с фонетикофонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая
степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), учащихся с общим
недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза
(например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и
т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для учащихся с
нарушениями чтения и письма.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных
на удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ТНР
коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения
учащимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями
реализации АООП НОО учащихся с ТНР являются логопедическое
сопровождение учащихся, согласованная работа учителя-логопеда с
учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей
учащихся.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ТНР
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием
речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной
системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения
фонем.
Отмечается
незаконченность
процессов
формирования
артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков
крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах:
отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции),
смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой
системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является
пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая
восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на
овладение звуковым анализом.
7

Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением
формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что
проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры
слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования
отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только
звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры
слова). Такие учащиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой
материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с
активной речевой деятельностью.
Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи
характеризуются
остаточными
явлениями
недоразвития
лексикограмматических и фонетико-фонематических компонентов языковой
системы. У таких учащихся не отмечается выраженных нарушений
звукопроизношения.
Нарушения
звукослоговой
структуры
слова
проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как
на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается
недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция,
создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков,
свидетельствующее
о
низком
уровне
сформированности
дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем
незакончившегося процесса фонемообразования.
У учащихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой
стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем
отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений,
профессий людей, частей тела. Учащиеся склонны использовать типовые и
сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное
значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по
ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности
передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих
внутри лексических групп. Учащиеся плохо справляются с установлением
синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов
с абстрактным значением.
Недостаточность
лексического
строя
речи
проявляется
в
специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова,
наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются
в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие
словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в
нарушении
использования
непродуктивных
словообразовательных
аффиксов,
препятствует
своевременному
формированию
навыков
группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их
состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по
русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка
особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с
переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в
употреблении грамматических форм слова.
8

Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с
придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов,
инверсии.
Лексико-грамматические
средства
языка
у
обучающихся
сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться
незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и
сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении
правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер
ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи,
характеризующееся
нарушениями
логической
последовательности,
застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий,
повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему,
по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из
своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами
творчества используются, в основном, простые малоинформативные
предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у учащихся отмечаются
разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких,
повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм
возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью
базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и
письма в норме.
Особые образовательные потребности учащихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для учащихся
с ТНР относятся:
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы
риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение
логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков
отклонения речевого развития;
- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным
нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания
и методов дошкольного и школьного образования и воспитания,
ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений
речевого и личностного развития;
- получение начального общего образования в условиях МБОУ СОШ
№ 26, адекватного образовательным потребностям учащегося и степени
выраженности его речевого недоразвития;
обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционноразвивающей областей и специальных курсов, так и в процессе
индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние
высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и
регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода
при изучении учащихся с речевыми нарушениями и коррекции этих
нарушений;
9

- координация педагогических, психологических и медицинских
средств воздействия в процессе комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения;
- получение комплекса медицинских услуг, способствующих
устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной
сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы
при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям
с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации
коммуникативных навыков учащихся;
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей,
изменения количества учебных часов и использования соответствующих
методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий учащихся с ТНР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования
и сформированности социальной компетенции учащихся, уровня и
динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого
дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в
том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических
пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных
путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих
контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии
медицинских показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной
дезадаптации путем максимального расширения образовательного
пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению
выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее
активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком;
организация партнерских отношений с родителями.
Планируемые результаты освоения учащимися
с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учащимися с ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения учащимися с ТНР АООП НОО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы
Планируемые результаты освоения учащимися с тяжелыми
нарушениями речи программы коррекционной работы

10

Направление
коррекционной
работы
Преодоление
нарушений устной
речи, преодоление
и
профилактика
нарушений чтения
и письма

Планируемый
результат
Отсутствие дефектов звукопроизношения и умение
различать правильное и неправильное произнесение
звука;
умение
правильно
воспроизводить
различной
сложности звукослоговую структуру слов как
изолированных, так и в условиях контекста;
правильное восприятие, дифференциация, осознание и
адекватное использование интонационных средств
выразительной четкой речи;
умение произвольно изменять основные акустические
характеристики голоса;
умение правильно осуществлять членение речевого
потока посредством пауз, логического ударения,
интонационной интенсивности;
минимизация фонологического дефицита (умение
дифференцировать на слух и в произношении звуки,
близкие по артикуляторно- акустическим признакам);
умение осуществлять операции языкового анализа и
синтеза на уровне предложения и слова;
практическое владение основными закономерностями
грамматического
и
лексического
строя
речи;
сформированность лексической системности;
умение правильно употреблять грамматические формы
слов и пользоваться как продуктивными, так и
непродуктивными словообразовательными моделями;
овладение синтаксическими конструкциями различной
сложности иих использование;
владение связной речью, соответствующей законам
логики, грамматики, композиции, выполняющей
коммуникативную функцию;
сформированность языковых операций, необходимых
для овладения чтением и письмом;
сформированностьпсихофизиологического,
психологического,
лингвистического
уровней,
обеспечивающих овладение чтением и письмом;
владение
письменной
формой
коммуникации
(техническими и смысловыми компонентами чтения и
письма);
позитивное отношение и устойчивые мотивы к
изучению языка;
понимание роли языка в коммуникации, как основного
средства человеческого общения.
11

Овладение
социальной
компетенцией

развитие адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что
можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в
приеме медицинских препаратов, осуществлении
вакцинации;
написать при необходимости SMS-сообщение;
умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к
нему за помощью, точно описать возникшую проблему;
выделять ситуации, когда требуется привлечение
родителей;
умение
принимать
решения
в
области
жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз
и определений для обозначения возникшей проблемы;
овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми в повседневной жизни: прогресс в
самостоятельности и независимости в быту и школе;
представления об устройстве домашней и школьной
жизни;
умение адекватно использовать лексикон, отражающий
бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение
своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться
в разнообразные повседневные школьные дела;
умение адекватно оценивать свои речевые возможности
и ограничения при участии в общей коллективной
деятельности;
умение договариваться о распределении функций в
совместной деятельности;
стремление ребѐнка участвовать в подготовке и
проведении праздника;
владение достаточным запасом фраз и определений для
участия в подготовке и проведении праздника;
овладение навыками коммуникации: умение начать и
поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить
разговор;
умение корректно выразить отказ и недовольство,
благодарность, сочувствие;
умение поддерживать продуктивное взаимодействие в
процессе коммуникации;
умение получать информацию от собеседника и
уточнять ее; прогресс в развитии информативной
функции речи;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях
коммуникации
в
соответствии
с
12

коммуникативнойустановкой;
позитивное отношение и устойчивая мотивация к
активному использованию разнообразного арсенала
средств коммуникации, вариативных речевых
конструкций;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
умение излагать свое мнение и аргументировать его;
умение использовать коммуникацию как средство
достижения цели в различных ситуациях; прогресс в
развитии коммуникативной функции речи;
дифференциацию и осмысление картины мира:
адекватность бытового поведения ребѐнка с точки
зрения опасности (безопасности) для себя и
окружающих;
способность
прогнозировать
последствия
своих
поступков; понимание значения символов, фраз и
определений, обозначающих опасность и умение
действовать в соответствии с их значением;
осознание ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем;
умение устанавливать причинно-следственные связи
между
условиями
жизни,
внешними
и
функциональными
свойствами
в
животном
и
растительном мире на основе наблюдений и
практическогоэкспериментирования;
умение устанавливать взаимосвязь общественного
порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе,
соответствовать этому порядку;
наличие активности во взаимодействии с миром,
понимание собственной результативности;
прогресс в развитии познавательной функции речи;
дифференциацию и осмысление адекватно возрасту
своего социального окружения, принятых ценностей и
социальных ролей: знание правил поведения в разных
социальных ситуациях с людьми разного статуса (с
близкими в семье, учителями и учениками в школе,
незнакомыми людьми в транспорте и т.д.);
овладение средствами межличностного взаимодействия;
умение адекватно использовать принятые в окружении
обучающегося социальные ритуалы;
умение передавать свои чувства в процессе
моделирования социальных отношений;
Система оценки достижения учащимися
с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
13

начального общего образования
Система оценки достижения учащимися с ТНР планируемых
результатов освоения АООП НОО должна позволяет вести оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе
итоговую оценку учащихся с ТНР, освоивших АООП НОО.
Система оценки достижения учащимися с ТНР планируемых
результатов освоения АООП НОО соответствует ФГОС НОО.
Особенностями системы оценки достижений планируемых результатов
являются:
1) реализация системно-деятельностного подхода к оценке освоения
содержания учебных предметов, коррекционных курсов, обеспечивающего
способность решения учебно-практических и учебно-познавательных задач;
2) реализация уровневого подхода к разработке системы оценки
достижения планируемых результатов, инструментария и представления их;
3) использование системы оценки достижения планируемых
результатов, предусматривающей оценку эффективности коррекционноразвивающей работы не только в поддержке освоения АООП НОО, но и в
формировании коммуникативных умений и навыков во взаимодействии со
сверстниками и взрослыми;
4) критерии эффективности освоения АООП НОО устанавливаются не
в сопоставлении с общими нормативами, а исходя из достижения
оптимальных (лучших для данного обучающегося в данных конкретных
условиях) успехов, которые могут быть достигнуты при правильной
организации обучения.
Оценка достижения учащимися с ТНР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы
Предметом оценки достижения учащимися с ТНР планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы является
достижение уровня речевого развития, оптимального для учащегося при
реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые,
индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема
знаний и умений в области общеобразовательной подготовки.
Содержательный раздел

Программа формирования универсальных учебных
действий,
программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной
деятельности, программа воспитания обучающихся, программа внеурочной
деятельности соответствуют ФГОС НОО.
2.2.1. Программа коррекционной работы

Программа
коррекционной
работы
должна
обеспечивает
осуществление специальной поддержки освоения АООП НОО.
Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе
всей образовательной деятельности.
Основными образовательными направлениями в специальной
поддержке освоения АООП НОО являются:
• коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
14

• коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика
нарушений чтения и письма;
• развитие сознательного использования языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных
контактов с окружающими;
• обеспечение учащемуся успеха в различных видах деятельности с
целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Психолого-педагогическое
сопровождение
учащихся
с
ТНР
осуществляют специалисты: учитель - логопед, педагог-психолог,
социальный педагог, педагог дополнительного образования, медицинский
работник.
Система
комплексного
психолого-медико-педагогического
обследования учащихся, основные направления (диагностическое,
коррекционно-развивающее,
консультативное,
информационнопросветительское) разрабатываются на совместном заседании ППк.
Учитель - логопед, педагог-психолог, социальный педагог, педагог
дополнительного образования, воспитатель ГПД составляют программы
коррекционных курсов для данной категории учащихся.
Программа коррекционной работы в МБОУ СОШ № 67 в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования (далее – ФГОС) направлена на создание системы
комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начального общего
образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом
развитии учащихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям
этой категории в освоении основной образовательной программы. В целях
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР
программа коррекционной работы расширяется за счет включения
индивидуально-ориентированного
коррекционно-логопедического
воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по
преодолению
нарушений
фонетического
компонента
речевой
функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию
лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и
коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных
навыков.
Программа коррекционной работы предусматривает создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
особые
образовательные
потребности
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательной
деятельности.
Программа коррекционной работы предусматривает
обучение
учащихся с ТНР, обучающихся по адаптированным образовательным
программам в общеобразовательном классе.
Цель программы.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы
15

комплексной помощи учащимся с ТНР в освоении адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция
недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии
учащихся, их социальная адаптация.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
• выявление особых образовательных потребностей учащихся с ТНР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом (речевом)
развитии;
• осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медикопедагогической помощи учащимся с ТНР с учетом психофизического и
речевого развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями
территориальной
психолого-медико-педагогической
комиссии);
• возможность освоения учащимися с ТНР адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования и их
интеграции в общеобразовательном классе МБОУ СОШ № 67.
Задачи программы:
• своевременное выявление детей с трудностями адаптации в
образовательной деятельности;
• удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с
ТНР;
• повышение возможностей учащихся с ТНР в освоении АООП НОО и
интегрировании в образовательной деятельности с учетом степени
выраженности и механизма речевого недоразвития;
• создание и реализация условий, нормализующих анализаторную,
аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе
координации педагогических, психологических и медицинских средств
воздействия в процессе комплексной медико-психолого-педагогической
коррекции;
• оказание родителям (законным представителям) учащихся с ТНР
консультативной и методической помощи по медицинским, социальным,
психологическим, правовым и другим вопросам.
Основные направления психолого-педагогического и медицинского
сопровождения (ППМС) обусловлены особыми образовательными
потребностями детей с ОВЗ:
Диагностическое направление – заключается в проведении первичного
обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения
развития учащихся с ОВЗ специалистами школьного ППк, и дальнейшего
динамического наблюдения за развитием учащихся.
Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и
реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий,
комплектование групп учащихся.
Аналитическое
направление
–
определяет
взаимодействие
специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий
в соответствии с достижениями учащихся.
16

Консультативно-просветительское и профилактическое направление –
обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах
воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в
соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями
детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует
повышению профессиональной компетенции учителей,
включению
родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Организационно-методическое направление – включает подготовку и
участие психолога в консилиумах, методических объединениях,
педагогических советах, оформлении документации.
Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными
возможностями здоровья решается на школьном психолого-педагогическом
консилиуме (ППк), исходя из потребностей, особенностей развития и
возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей
(законных представителей).
Деятельность ППк определяется Положением о ППк.
Специалисты ППк:
•осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с
ОВЗ;
•разрабатывают
индивидуально-ориентированные
коррекционноразвивающие программы, индивидуальные образовательные маршруты с
целью коррекции имеющихся проблем в обучении и развитии;
•проводят коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные,
групповые), тренинговые занятия;
•организуют консультативную работу для родителей, имеющих детей с
особыми потребностями.
•Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального
развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и
индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоциональноволевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной
деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и
поведения; оказывает методическую помощь учителям; развивает психологопедагогическую компетентность педагогов и родителей.
•Учитель-логопед - осуществляет работу, направленную на
максимальную коррекцию отклонений в развитии устной и письменной речи
у учащихся. Проводит диагностическое обследование учащихся, определяет
структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует
группы для занятий с учетом психофизического состояния учащихся.
Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений
в развитии устной и письменной речи учащихся, восстановлению
нарушенных функций.
•Социальный педагог - осуществляет комплекс мероприятий по
воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности
учащихся. Выступает посредником между учащимся и учреждением, семьей,
средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и
административных органов. Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят
систематическое углубленное изучение учащихся с целью выявления их
17

индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей
работы, фиксируют динамику развития учащихся, ведут учет освоения ими
общеобразовательных программ.
Структура и содержание Программы коррекционной работы
Программа включает в себя диагностико-консультативный,
коррекционно-развивающий, социально-педагогический модули.
Диагностико-консультативный модуль
В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка
различными специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем
знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в
обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены.
Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в
различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам
объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к
специалистам (психологу, учителю-логопеду) (таблица).
Программа психолого-педагогического и медицинского
изучения ребенка
Изучение
Содержание работы
Где и кем
выполняется
ребенка
работа
Выявление состояния физического и
Медицинский
психического здоровья. Изучение
работник, педагог.
Медицинское медицинской документации: история
развития ребенка, здоровье родителей, как Наблюдения во время
протекала беременность, роды.
занятий, на переменах,
во время игр и т. д.
Физическое состояние учащегося;
(педагог).
изменения в физическом развитии (рост,
Обследование ребенка
вес и т. д.); нарушения движений
врачом.
(скованность, расторможенность,
Беседа врача с
параличи, парезы, стереотипные и
навязчивые движения); утомляемость;
родителями.
состояние анализаторов.
Обследование актуального уровня
психического и речевого развития,
определение зоны ближайшего развития.
Психолого–
логопедическое Внимание: устойчивость, переключаемость
с одного вида деятельности на другой,
объем, работоспособность.
Мышление: визуальное (линейное,
структурное); понятийное (интуитивное,
логическое); абстрактное, речевое,
образное.
Память: зрительная, слуховая, моторная,
смешанная. Быстрота и прочность
запоминания; индивидуальные
18

Наблюдение за
ребенком на занятиях
и во внеурочное время
(учитель).
Специальный
эксперимент
(психолог).
Беседы с ребенком, с
родителями.
Наблюдения за речью
ребенка на занятиях и
в свободное время.
Изучение письменных

особенности; моторика; речь.
Семья ребенка: состав семьи, условия
Социально–
воспитания.
педагогическое Умение учиться: организованность,
выполнение требований педагогов,
самостоятельная работа, самоконтроль.
Трудности в овладении новым материалом.
Мотивы учебной деятельности:
прилежание, отношение к отметке, похвале
или порицанию учителя, воспитателя.
Эмоционально-волевая сфера:
преобладание настроения ребенка; наличие
аффективных вспышек; способность к
волевому усилию, внушаемость,
проявления негативизма.
Особенности личности: интересы,
потребности, идеалы, убеждения; наличие
чувства долга и ответственности.
Соблюдение правил поведения в обществе,
школе, дома;
взаимоотношения с коллективом: роль в
коллективе, симпатии, дружба с детьми,
отношение к младшим и старшим
товарищам. Нарушения в поведении:
гиперактивность, замкнутость,
аутистические проявления, обидчивость,
эгоизм. Уровень притязаний и самооценка

работ (учитель).
Специальный
эксперимент (логопед)
Посещение семьи
ребенка (учитель,
социальный педагог).
Наблюдения во время
занятий, изучение
работ ученика
(педагог).
Анкетирование по
выявлению школьных
трудностей (учитель).

Беседа с родителями и
учителямипредметниками.
Специальный
эксперимент (педагогпсихолог).
Анкета для родителей
и учителей.
Наблюдение за
ребенком в различных
видах деятельности

Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление
индивидуальных образовательных маршрутов ППк. В каждом конкретном
случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних
детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного
материала; для других – формирование произвольной деятельности,
выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные
занятия по развитию моторики и т. д.
Эти рекомендации психолог обсуждает с учителем, медицинским
работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие.
Составляется комплексный план оказания ребенку психолого-педагогической
и медицинской помощи с указанием этапов и методов коррекционной
работы.
Коррекционно-развивающий модуль
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
 поддержание
постоянной связи с учителями-предметниками,
школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы,
родителями;
19

составление психолого-педагогической характеристики учащегося с
ТНР при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального
обследования, где отражаются особенности его личности, поведения,
межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и
особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные
виды трудностей при обучении ребенка;
 составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося
(вместе с психологом, логопедом, социальным педагогом и учителямипредметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их
ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения,
направления коррекционной работы;
 контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
 формирование
такого микроклимата в классе,
который
способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся чувствовал себя
комфортно;
 ведение
документации
(психолого-педагогические
карты
индивидуального развития учащихся и др.);
 организация внеурочной деятельности, направленной на развитие
познавательных интересов, психических функций учащихся, их общее
развитие.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо
выполнение следующих условий:
 формирование УУД на всех этапах образовательной деятельности;
 обучение
детей (в процессе формирования представлений)
выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие
умений сравнивать, сопоставлять;
 побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за
речевой деятельностью детей;
 установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его
словесным обозначением и практическим действием;
 использование более медленного темпа обучения, многократного
возвращения к изученному материалу;
 максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
 разделение деятельности на отдельные составные части, элементы,
операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к
другу;
 использование упражнений, направленных на развитие внимания,
памяти, восприятия.
Еще одним условием успешного обучения детей с ТНР является
организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют
коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление
специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ТНР.
Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков
познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами
изучаемого программного материала.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

создание условий для развития сохранных функций;


20

формирование положительной мотивации к обучению;

повышение уровня общего развития, восполнение пробелов
предшествующего развития и обучения;

коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–
личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе
осуществления заданной деятельности;

воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления
педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и
обучении.
Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях
не допускается. Учащиеся, удовлетворительно осваивающие учебный
материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не
привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые
затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия
привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков
уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной
возбудимости или заторможенности) во время уроков.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся во
внеурочное время. Коррекционная работа осуществляется в рамках
целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа
в часы индивидуальных и групповых занятий ориентирована на общее
развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или
способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного
результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание
условий для развития ребенка.
Учет индивидуальных занятий осуществляется в журнале для
индивидуальных и групповых занятий
При организации коррекционных занятий следует исходить из
возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности,
но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы
необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне
определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует
увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной
деятельности проводится педагогами на уроках на основе применения
технологии деятельностного метода обучения. У учащихся последовательно
и поэтапно формируется понимание нормы учения, внутренней потребности
включения в учебную деятельность в классе. Создается психологически
комфортная образовательная среда, где ребенок не боится высказать свое
мнение, где его трудолюбие, старание, ответственное отношение к делу
встречает доброжелательную поддержку, где он приобретает позитивный
опыт переживания ситуации успеха, а с другой стороны, обеспечивается
возможность его развития в собственном темпе на уровне своего возможного
максимума.
Технологически это обеспечивается реализацией в образовательной


21

деятельности по всем учебным предметам деятельностного метода обучения
и соответствующей системы дидактических принципов (принципов
психологической
комфортности,
вариативности,
деятельности,
непрерывности).
Овладение навыками адаптации учащихся к социуму
На уроках педагоги имеют возможность развивать мнение ребенка
воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска
способов и средств их преодоления, а не как повод для тревоги и огорчения.
Знание алгоритмов эффективного разрешения проблем и пережитый опыт
многократного успешного их применения в ходе уроков создает условия для
формирования у учащихся способности осуществлять верный выбор
стратегии поведения и преодоления возникших трудностей. Систематическое
обсуждение различных вариантов решения поставленных задач способствует
развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать
самостоятельно.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет
планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы.
Дети, успешно справляющиеся с программой, освобождаются от посещения
коррекционно-развивающих занятий.
По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении
детей с ТНР проектируется программа коррекционной работы в
последующие годы обучения (таблица ).
Комплексная психолого-педагогическая
коррекция учащихся с ТНР
Цель

Форма

Содержание

Предполагаемый
результат

Педагогическая Исправление

Уроки и

Реализация

Освоение

сглаживание

занятия

образовательных

образовательной

Направление

коррекция

или

отклонений и

внеурочные

адаптированных
программ на

нарушений

основе УМК

развития,

учащимися

программы

программы

преодоление

«Школа России»

трудностей

Осуществление

обучения

индивидуального
подхода

обучения
Психологическая Коррекция и

Коррекционно-

22

ребенка с ОВЗ.
Реализация

Сформированн

коррекция

развитие
познавательной и
эмоциональноволевой сферы
ребенка

Логопедическая Коррекция
коррекция
речевого
развития
учащихся с
ОВЗ

развивающие
занятия

коррекционно –
развивающих
программ и
методических
разработок с
учащимися с ОВЗ

ость психических
процессов,
необходимых для
освоения
образовательной
программы

Коррекционно
–развивающие
групповые и
индивидуальные
занятия

Реализация
программ и
методических
разработок с
детьми с ОВЗ

Сформированность
устной и
письменной
речи для
успешного
освоения
образовательной
программы

Социально–педагогический модуль
1. Программы повышения профессиональной компетентности педагогов.
Педагог должен быть знаком с особенностями развития данной неоднородной
группы детей. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность разобраться в
комплексе проблем, грамотно поставить вопрос перед психологами–
консультантами, правильно интерпретировать их рекомендации, координировать
работу учителей–предметников и родителей, вести коррекционные занятия с
учениками, имеющими нарушения. Педагог под руководством психолога может
провести диагностику, используя несложные методики.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в обучении
и воспитании детей с ОВЗ педагоги повышают свой уровень квалификации через
самообразование,
посещение
курсов
повышения
квалификации,
внутрикорпоративное обучение (таблица 4).
2. Работа с семьей. Цель – повышение уровня родительской компетентности и
активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Проводится
специалистами на индивидуальных консультациях, на родительских собраниях
(таблица 6).
Реализация
индивидуального
образовательного
маршрута
требует
постоянного отслеживания направления развития детей.
Программы повышения профессиональной компетентности педагогов
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении и
воспитании детей с ОВЗ.
Направление
Содержание работы
Ответственный
Консультирование

Ознакомление с психологическими,
возрастными особенностями,
нарушениями физического здоровья и
развития, по проблемам воспитания и
обучения учащихся с ТНР

23

Психолог,
мед.работник

Семинары, тренинги,
консилиумы,
Лектории,
внутрикорпоративное
обучение

Курсы
Обучающие тренинги и семинары с
педагогами по взаимодействию с детьми повышения
с ТНР, участие в педсоветах,
квалификации,
консилиумах по вопросам обучения и
психолог,
логопед
воспитания, лектории по
образовательному подходу к ребенку с
ТНР, обучение приѐмам и методам
коррекционной и диагностической
работы.
Программа повышения психолого-педагогической компетентности
родителей
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и
обучения детей с ОВЗ
Направление
Содержание работы
Ответственный
Консультирование Ознакомление с психологопедагогическими, физиологическими и
возрастными особенностями обучающихся,
педагогическая и психологическая помощь в
решении трудностей в обучении и
воспитании
Родительские
Лекции по профилактике школьной
дезадаптации, кризисам возрастного
собрания
развития, по формированию детского
коллектива, по возрастным особенностям
детей, профилактике девиантного и
аддиктивного поведения и проблем
школьного обучения, физического развития.
Анкетирование
Опрос родителей по вопросам обучения и
воспитания

Психолог,
педагог,
мед. работник

Открытые
мероприятия

психолог,
педагог

Проведение круглых столов по
взаимодействию с детьми с ОВЗ, открытых
занятий и уроков

Психолог,
педагог, мед.
работник

администрация,
психолог

Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания
АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей работы для
каждого
учащегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей
на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии,
индивидуальной программы реабилитации.
Программа коррекционной работы предусматривает: реализацию
МБОУ СОШ № 67 коррекционно-развивающей области черезкоррекционноразвивающие
курсы,
обеспечивающие
удовлетворение
особых
образовательных потребностей учащихся с ТНР:
• преодоление дефицитарности неречевых и речевых расстройств в
24

синдроме речевой патологии;
• обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных
предметов и воспитательных мероприятий, что позволяет учащимся с ТНР
самостоятельно
повышать
свои
компенсаторные,
адаптационные
возможности в условиях урочной и внеурочной деятельности;
• возможность адаптации образовательной программы при изучении
лингвистического (филологического) блока с учетом необходимости
коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков
учащихся с ТНР;
• организацию и проведение мероприятий, обеспечивающих
реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые
процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
• реализацию механизма взаимодействия в разработке и осуществлении
коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области
коррекционной педагогики, медицинских работников МБОУ СОШ № 67;
• психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного
включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организацию
партнерских отношений с родителями (законными представителями).
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей
учащихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет
включения индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического
воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по
преодолению
нарушений
фонетического
компонента
речевой
функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию
лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и
коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных
навыков.
Программа коррекционной работы на уровне начального общего
образования учащихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные
направления, отражающие ее основное содержание (таблица).
Направления и содержание коррекционной работы
Направления работы
Содержание направлений работы
Диагно Обеспечение
• изучение и анализ данных об особых
стичес своевременного
образовательных потребностях учащихся с ТНР,
кая
выявления у учащихся с
представленных в заключении психологоработа ТНР особых
медико-педагогической комиссии;
потребностей в адаптации • комплексный сбор сведений об учащихся с
к освоению АООП НОО, ТНР
на
основании
диагностической
проведение комплексного информации от специалистов различного
обследования
и профиля;
подготовка рекомендаций • выявление симптоматики и уровня речевого
по оказанию психолого- развития учащихся с ТНР;
медико-педагогической
• установление этиологии, механизма, структуры
помощи
в
условиях речевого дефекта у учащихся с ТНР;
МБОУ СОШ № 67
• изучение специальной ситуации развития и
условий семейного воспитания учащихся с ТНР;
• анализ, обобщение диагностических данных
для определения цели, задач, содержания,
25

методов коррекционной помощи учащимся с
ТНР;
• осуществление мониторинга динамики
развития учащихся с ТНР, их успешности в
освоении АООП НОО с целью дальнейшей
корректировки коррекционных мероприятий.
Коррек
ционно
развива
ющая
работа

Обеспечение
оказания
своевременной адресной
специализированной
помощи
в
освоении
содержания образования и
коррекции недостатков в
физическом
и
(или)
психическом,
речевом
развитии учащихся с ТНР

Обеспечение
непрерывности
специального
сопровождения учащихся
с ТНР в освоении АООП
НОО,
специалистов,
работающих с детьми, их
семей
по
вопросам
реализации
дифференцированных
психолого-педагогических
условий
образования,
воспитания,
коррекции,
развития и социализации
учащихся с ТНР
Инфор Разъяснительная
мацион деятельность
по
новопросам, связанным с
просве особенностями

Консу
льтатив
ная
работа

• Системное и разностороннее развитие речи и
коррекцию речевых расстройств;
•
повышение навыков коммуникативной
деятельности;
•формирование
и
коррекцию
общефункциональных
и
специфических
механизмов речевой деятельности;
• развитие и коррекцию дефицитарных функций
(сенсорных,
моторных,
психических)
у
учащихся с ТНР;
• развитие познавательной деятельности,
высших психических функций (что возможно
только лишь в процессе развития речи);
• формирование или коррекцию нарушений
развития личности, эмоционально - волевой
сферы с целью максимальной социальной
адаптации учащегося с ТНР;
• достижение уровня речевого развития,
оптимального
для
учащегося,
и
обеспечивающего возможность использовать
освоенные умения и навыки в разных видах
учебной и внеурочной деятельности, различных
коммуникативных ситуациях.
•
выработка
совместных
обоснованных
рекомендаций по основным направлениям
работы с учащимися с ТНР для всех
участников образовательных отношений;
• консультирование специалистами педагогов по
выбору дифференцированных индивидуальноориентированных методов и приемов работы с
учащимися;
• консультативная помощь семье в вопросах
выбора стратегии воспитания и приемов
коррекционно-развивающего обучения ребенка с
ТНР.

•
различные
формы
просветительской
деятельности (консультации, собрания, лекции,
беседы,
использование
информационных
средств, сайта школы), направленные на
26

тительс образовательной
кая
деятельности
для
работа учащихся с ТНР, со всеми
его
участниками
сверстниками,
родителями (законными
представителями).

разъяснение
участникам образовательных
отношений
вопросов,
связанных
с
особенностями образовательной деятельности и
сопровождения учащихся с ТНР;
•
проведение тематического обсуждения
индивидуально-типологических особенностей
учащегося с ТНР с окружающими взрослыми.

Программа коррекционной работы предусматривает вариативные
формы специального сопровождения учащихся с ТНР. Варьироваться могут
содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов
сопровождения, что способствует реализации и развитию больших
потенциальных возможностей учащихся с ТНР и удовлетворению их особых
образовательных потребностей. Коррекционная работа осуществляется в
ходе всей образовательной деятельности, при изучении предметов учебного
плана, на занятиях психолога и на логопедических занятиях, проводимых на
базе МБОУ СОШ № 67, где осуществляется коррекция нарушений устной
речи, профилактика и коррекция нарушений чтения и письма,
препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным
областям, работа по формированию полноценной речемыслительной
деятельности.
Условия реализации Программы коррекционной работы
Психолого-педагогическое обеспечение:
 обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и
специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ППк;
 обеспечение
психолого-педагогических условий (коррекционная
направленность образовательной деятельности; учѐт индивидуальных
особенностей ребѐнка; соблюдение комфортного психоэмоционального
режима; использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательной
деятельности, повышения его эффективности, доступности);
 обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности учащихся с ТНР; введение в содержание обучения специальных
разделов, направленных на решение задач развития ребѐнка, отсутствующих в
содержании
образования
нормально
развивающегося
сверстника;
использование специальных методов, приѐмов, средств обучения,
специализированных образовательных и коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учѐтом специфики
нарушения развития ребѐнка; комплексное воздействие на учащегося,
осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
 обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
 обеспечение участия всех детей с ТНР, независимо от степени
27

выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися
детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий;
 развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются
коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий
инструментарий,
необходимый
для
осуществления
профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального
педагога, учителя-логопеда и др.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы
является
кадровое
обеспечение.
Коррекционная
работа
должна
осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими
специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную
курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках
обозначенной темы.
С целью обеспечения освоения детьми с ТНР адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования, коррекции
недостатков их физического и (или) психического развития в МБОУ
СОШ № 67 сопровождают учащихся с ТНР педагоги-психологи, учителялогопеды, социальные педагоги. Уровень квалификации работников МБОУ
СОШ № 67 для каждой занимаемой должности соответствует
квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Педагогические работники школы имеют чѐткое представление об
особенностях психического и (или) физического развития детей с ТНР, о
методиках и технологиях организации образовательной деятельности.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание
информационной образовательной среды, создание системы широкого
доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей
(законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к
информационно-методическим
фондам,
предполагающим
наличие
методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности,
наглядных
пособий,
мультимедийных,
аудиои
видеоматериалов.
Оценка результатов коррекционной работы педагога и всех
специалистов, сопровождающих ребѐнка с ТНР производится по результатам
итоговой аттестации учащихся в соответствии с системой оценки
образовательных результатов младших школьников, психологического и
логопедического исследования, результатов медицинского обследования с
занесением данных в карту индивидуального развития, речевую картупротокол.
Для оценивания результатов коррекционной работы педагогами
подобраны психолого-педагогические методики, отвечающие данным
запросам (таблица ).
28

Сфера изучения
Тип
семейного
воспитания
Сфера нарушения
школьной
адаптации
в
Сложности
воспитании

Психолого-педагогические диагностики
Методика
Назначение
Стиль семейного воспитания
ребенка
к
Таблица «Теоретическая модель Стиль
приспособления
школьной адаптации»
школьной адаптации
Тест «Стиль воспитания»

Анкета
для
родителей Нарушения в поведении
«Проблемы
поведения
в
школьном возрасте»
эмоционального
Взаимоотношения Цветовой
тест
отношений Оценка
отношения
к
себе
и значимым
ребенка
с (ЦТО)
лицам
педагогами
Цветовой тест Люшера
Взаимоотношения Цветовой
тест
отношений Оценка
эмоционального
ребенка
со (ЦТО)
отношения к себе и значимым
сверстниками
Цветовой тест Люшера
лицам
Интеллектуальные Цветные
способности:
прогрессивные Общие
особенности
матрицы Равена
невербальный интеллект
Методика «Исключение слов»
Вербально-логическое
Методика «Простые аналогии» мышление
«4-й
лишний»
(картинки, Определение
понимания
Мышление
слова); тест матрицы Равена, логических
связей
и
«Последовательность событий» отношений между понятиями
(А.Н. Бернштейн).
Методика
«Корректурная Определение объема внимания
Внимание
проба» (Тулуз-Пьерон)
и его концентрации
Память
Методика «10 слов» А.Р. Лурия Особенности памяти
Эмоционально-личностные характеристики
Самооценка
Тест "Лесенка" В.Г. Щур
Уровень самооценки
Тревожность
Проективная методика для
диагностики школьной
тревожности (А.М. Прихожан) Уровень тревожности
тест тревожности в картинках
Р.Тэмпл, М. Дорки и В. Амен),
Агрессивность
Тест «Уровень агрессивности
Уровень агрессивности
ребенка» (для родителей
учащихся начальной школы)
оценка уровня школьной
Мотивация
Мотивация учения
мотивации Н.Г. Лусканова
Интересы
Беседа с родителями
Ведущие интересы
Представления о
Временная перспектива
Беседа с родителями
будущем
Для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного
возраста
29

Механизмы реализации программы коррекционной работы
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы
являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов Центра ППМС
помощи МБОУ СОШ № 67, обеспечивающее комплексное, системное
сопровождение образовательной деятельности, и социальное партнерство,
предполагающее профессиональное взаимодействие МБОУ СОШ № 67 с внешними
ресурсами (организациями различных ведомств, другими институтами общества).
Взаимодействие специалистов МБОУ СОШ № 67 предусматривает:
• многоаспектный анализ личностного, познавательного, речевого развития,
учащего с ТНР;
• комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем
учащегося с ТНР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом
уровня речевого развития, механизма речевой патологии, структуры речевого
дефекта;
• разработку индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с ТНР.
Социальное партнерство предусматривает:
• сотрудничество с образовательными организациями и другими
ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития, социализации,
здоровьесбережения учащихся с ТНР;
• сотрудничество со средствами массовой информации; сотрудничество с
родительской общественностью.

30

Организационный раздел
Учебный план

Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ООП НОО.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не
менее 5 часов. Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной
организацией в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся.
Учебный план учащихся, получающих образование по АООП НОО
обучающихся с ТНР, представлен в таблице.
Учебный план
на 2023-2024 учебный год
Предметные области

Обязательная часть

Учебные
предметы

Количество часов в
неделю

Всего

I

II

III

IV

5

5

Форма
промежуточной
аттестации

Русский язык и
литературное чтение

Русский язык

5

5

3

4

Родной язык и
литературное чтение
на родном языке

Литературное
чтение

Родной (русский)
язык

1

Иностранный
(английский)
язык
Математика

-

2

2

2

6

Контрольная
работа

4

4

4

4

16

Контрольная
работа

Иностранный язык
Математика и
информатика

1

4
1

3
1

20
14
4

Обществознание и
естествознание

Окружающий
мир

2

2

2

2

8

-

-

-

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Технология

1

1

1

1

4

Физическая
культура

3

2

2

2

9

21

23

23

23

Основы религиозных
культур и светской
этики

Технология
Физическая культура
Итого

Основы
религиозных
культур и
светской этики

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

-

-

31

-

-

90

-

Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная
работа

Контрольная
работа
Зачѐт

Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Зачѐт

Максимально допустимая недельная
нагрузка при 5 дневной учебной неделе

21

23

23

23

90

Коррекционно-развивающая работа в 1-4 классах

Коррекционно-развивающая работа
(индивидуальные занятия):

5

Коррекционные занятия с учителем

3

Коррекционно-развивающие занятия с психологом

2

Другие направления внеурочной деятельности

3,25

Азбука денег

0,25
1

Основы логики и алгоритмики

1

Профориентация

1

Орлята России

Кадровое обеспечение образовательной деятельности
2023/24 учебный год
Категории
Количество педагогов начальных
Образование
классов, реализующих АООП
НОО
Высшая - 1
4
Высшее - 4
Первая- 3

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».