1 система объектов местных органов самоуправления; агропромышленный комплекс; промышленные предприятия; средства массовой информации; школа 1.3.3. Объектами социальных практик, образовательных стажировок и профессиональных проб могут быть следующие формы общественно значимой деятельности учащихся: организация и проведение мероприятий для социума микрорайона; создание и реализация проектов социальной направленности; деятельность по профилактике социальных пороков: курения, употребления спиртных напитков, наркомании, сквернословия; деятельность по организации активного отдыха учащихся разных возрастов в выходные и каникулярные дни; участие в акциях по защите животных; участие в социально значимых формах реализации творческой активности учащихся (выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях, ярмарках и т.д.); деятельность по сохранению экологического баланса на территории школы и микрорайона; практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях и организациях по реализации программ инициатив, имеющих социально-значимые ценности; осуществление помощи в работе молодежных Бирж труда, отдела по молодежной политике и взаимодействия с общественными организациями ГО «Город Лесной». социально ориентированные акции, на основе взаимодействия с общественными организациями и движениями, осуществляющими гуманитарную и просветительскую деятельность; участие в волонтерских движениях различной направленности; занятость общественно полезным трудом по благоустройству города, территории лицея; участие в мероприятиях учреждений культуры и спорта, оказание помощи в работе музеев, библиотек, детских спортивных площадок и стадионов, в охране памятников культуры; участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования, младшими школьниками, оказание помощи в организации их досуга и занятости во внеурочное время; практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях и организациях по реализации их программ и инициатив, имеющих социально-значимую ценность; участие в конференциях, конкурсах проводимых ВУЗами; участие обучающихся в работе Совета молодежи предприятия; участие в конкурсах профмастерства; работа в музеях предприятий; работа в газетах и сайтах предприятий. организация и проведение предметных и тематических мероприятий для учащихся лицея; деятельность по развитию ученического самоуправления в лицее (индивидуальный уровень, уровень класса, уровень ученического коллектива, общешкольный уровень). 2. Цели и задачи социальных практик, образовательных стажировок и профессиональных проб. 2.1. Целью социальных практик, образовательных стажировок и профессиональных проб: является формирование первичного социального, практического опыта общения и взаимодействия учащихся в различных социальных и иных сферах жизни общества. 2.2. Основными задачами являются: 2 создание условий для интенсивного освоения учащимися социального пространства; оказание профориентационной поддержки старшеклассников в выборе сферы будущей профессиональной деятельности; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; распространение идей непрерывного образования, содействие решению проблем местного сообщества. 2.3. Социальные практики, образовательные стажировки и профессиональные пробы призваны помочь учащимся: развить коммуникативные способности общения и взаимодействия, приобрести необходимые для этого знания и умения; приобрести определенный жизненный и социальный опыт путем включения школьников в социальные отношения как внутри, так и за пределами образовательного учреждения; приобрести навыки формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной практики, образовательной стажировки и профессиональной пробы умения применять теоретические знания в конкретной ситуации; уметь выстраивать, проектировать свою деятельность. решать вопросы выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно полезной деятельности, получение информации об интересующей профессии, проба на реальном рабочем месте, понимание, подходит ли выбранная профессия; определять реалистичность притязаний, расширить диапазон профессиональной мобильности. 2.4. Данные практики призваны помочь педагогам: решить задачу совмещения профориентационной работы с предметным обучением; позволить преодолеть такой недостаток современной школы, как оторванность знаний учащихся от реальной жизни. 2.5. Принципы организации социальных практик, образовательных стажировок и профессиональных проб: принцип открытости предполагает возможность открытого включения учащихся в социальную практику и дает возможность выбора вида и направления деятельности; принцип целостности включает в себя соединение образовательного процесса и деятельностного его воплощения, органичное сочетание практики и обучения; принцип сотрудничества подразумевает комплексную работу и взаимодействие с различными общественными учреждениями, организациями, предприятиями, сообществами, гражданами. 2.6. Предполагаемый результат: осознание учащимися важнейших социально значимых проблем; выработка личностного к ним отношения; выбор и осуществление практических действий для их решения; формирование коммуникативных навыков посредством наблюдения или участия в деятельности различных социальных и иных сферах общества. осознанный выбор ВУЗа и будущей профессии. 3. Организация социальных практик, образовательных стажировок и профессиональных проб. 3.1. Образовательное учреждение обеспечивает: - разработку и утверждение программы практик; - заключение не позднее чем за месяц до начала прохождения практики двухсторонних договоров с соответствующим учреждением или организацией об условиях и порядке прохождения практики учащимся; 3 - издание приказа по учреждению о прохождении социальной практики учащимися в соответствующем учебном году; - закрепление лиц, ответственных за прохождение учащимися социальной практики; - распределение обязанностей за ответственными специалистами, организующими прохождение социальных практик, образовательных стажировок и профессиональных проб учащимися; - направление учащихся на практику в сроки, установленные учебными планами и программами; - распределение учащихся по конкретным учреждениям и организациям на время прохождения социальной практики; - составление графиков перемещения учащихся по местам прохождения практики в соответствии с утвержденной программой социальной практики и в зависимости от возможностей конкретной принимающей организации, учреждения; - контроль за соблюдением требований норм охраны труда, а также санитарных, гигиенических норм, положений о труде несовершеннолетних, кодекса законов о труде во время прохождения учащимися социальной практики. 3.2. Общую координацию прохождения учащимися социальных практик, образовательных стажировок и профессиональных проб осуществляет заместитель директора образовательного учреждения, отвечающий за организацию учебно-воспитательного процесса в средней школе. 3.3. Заместитель директора МБОУ СОШ №67 обеспечивает: подготовку приказа по учреждению о прохождении социальной практики учащимися в течение соответствующего учебного года; закрепление лиц, ответственных за прохождение учащимися социальной практики; распределение учащихся по конкретным учреждениям и организациям на время прохождения социальной практики; контроль соблюдения требований норм охраны труда, а также санитарных, гигиенических норм, положений о труде несовершеннолетних, Кодекса законов о труде во время прохождения учащимися социальной практики; контроль выполнения программ социальных практик; координацию деятельности педагогов- тьюторов и классных руководителей по организации социальных практик; заслушивает отчеты тьюторов по вопросам содержания и организации социальных практик; принимает своевременные решения по корректировке программ социальных практик. 3.4. Руководитель социальных практик из числа педагогических работников образовательного учреждения, назначенный приказом директора, обеспечивает: - нормативно-правовое сопровождение социальных практик, образовательных стажировок и профессиональных проб (локальные акты, положения); - своевременное заключение договоров с соответствующим учреждением или организацией об условиях и порядке прохождения практики учащимся; обеспечивает методическое сопровождение работы тьюторов по вопросам разработки и реализации программ практики, ведения дневника практики, оценивания ее результативности и организации защиты результатов учащимися. 3.5. Непосредственное руководство за прохождением учащимися социальной практики осуществляет педагог, на которого приказом директора возлагается тьюторское сопровождение учащихся. 3.6. Тьютор обязан: - ознакомить учащихся с программой социальных практик, образовательных стажировок и профессиональных проб: - оказывать содействие в выборе вида практики; - согласовывать базы практики; 4 - контролировать проведение практики, проверять отчеты старшеклассников, оценивать их деятельность (по пятибалльной шкале); - организовывать встречи учеников с интересующими их специалистами в разных профессиональных областях; - проводить с учениками экскурсии, выезды, конференции-отчеты о проделанной работе и нести ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения мероприятия; - совместно с представителями принимающей организации по завершении социальной практики составлять развернутую характеристику учащегося (уровня его активности во время практики, достигнутых положительных результатов, замечаний и предложений); - вносить результаты прохождения социальной практики в Портфолио достижений учащегося. 3.7. Классный руководитель учащихся: - осуществляет периодический контроль в течение учебного года за прохождением социальной практики; - запрашивает у тьюторов информацию о прохождении учащимися социальной практики и обсуждает ее на ученических собраниях; - оказывает помощь тьюторам во взаимоотношениях с родителями учащихся, доводит информацию о социальной практики до родителей через родительские собрания или индивидуальные беседы; - подводит общие итоги практики и совместно с тьюторами оценивает ее результативность; 3.8. оценка за социальную практику выставляется одновременно в журнал профильных предметов и является показателем прикладных профессиональных знаний по профильной дисциплине. 4. Порядок прохождения социальной практики 4.1. Базой практики может быть школа или учреждение (организация, предприятие, фирма), место работы родителей или других родственников, с которой существует договор о прохождении социальных практик, образовательных стажировок и профессиональных проб: 4.2. Учреждения обеспечивают возможность ознакомления с основными направлениями их деятельности, а также доступ к информации, необходимой для написания отчета по социальной практике; 4.3. Направление учащихся на практику может сопровождаться письмом-просьбой о приеме на практику, подписанным директором лицея, к письму может прилагаться договор о приеме на социальную практику и краткая программа для прохождения практики; 4.4. Ответственность за прохождение практики обучающихся возлагается на руководителя практики. 4.5. Прохождение учащимися социальных практик, образовательных стажировок и профессиональных проб осуществляется за счет часов внеурочной деятельности. 4.6. Социальная практика может быть проведена разово или в несколько приемов (по договоренности с принимающими организациями), в учебное или в каникулярное время. 4.7. Общее количество часов, отводимых на социальную практику, не должно превышать 34 часов в год. 4.8. Конкретные сроки и формы прохождения учащимися социальной практики определяет администрация образовательного учреждения, в том числе на основе двусторонних договоров с принимающими предприятиями, учреждениями и организациями. 4.9. Продолжительность рабочего времени учащихся во время прохождения социальных практик, образовательных стажировок и профессиональных проб: определяется трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами. 5. Права и обязанности практикантов при прохождении социальных практик, образовательных стажировок и профессиональных проб: 5.1. При прохождении практики учащиеся имеют право: выбирать место прохождения социальной практики; 5 получать консультации и помощь у педагогов школы; собирать команду учащихся, желающих выполнять данный вид работы, работать вместе. 5.2. При прохождении практики учащиеся обязаны: выполнять правила внутреннего трудового распорядка предприятия (организации) по месту прохождения практики; выполнять в установленный срок в полном объеме задания, предусмотренные программой практики; изучить и строго соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности; нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты; подобрать и систематизировать исходный теоретический и аналитический материал для отчета по практике; подготовить отчет о практике и защитить его в установленные сроки. 6. Оформление результатов прохождения социальных практик, образовательных стажировок и профессиональных проб: 6.1. Социальная практика начинается с планирования (проектирования) собственной деятельности учащегося в ходе социальной практики и представляется в дневнике практики. Обязательным продуктом, предъявляемым на защите результатов практики, является дневник социальных практик, образовательных стажировок и профессиональных проб. Задача дневника на защите – показать ход работы при организации практики. 6.2. Дневник социальной практики позволяет: представить работу участника практики; стать удобным накопителем информации и справочником на протяжении работы; объективно оценить ход практики; судить о личных достижениях и росте участника практики. 6.3. По окончании практики учащийся в десятидневный срок составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики одновременно с дневником. Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной работе в период практики, согласно программе практики и индивидуальному заданию. 6.4. Учащиеся, не выполнившие программу практики по уважительной причине, проходят практику в индивидуальном порядке. 6.5. Учащиеся, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие неудовлетворительную оценку, имеют право на ликвидацию задолженности в сроки, установленные приказом директора образовательного учреждения. 6.7. Подведение итогов, оценивание результатов социальной практики по итогам деятельности осуществляется в рамках следующих критериев: комментированная оценка деятельности учащегося руководителем практики; комментированное оценивание Дневника социальной практики тьютором; комментированная оценка по итогам защиты проекта. 6 Приложение 1. Карта оценки практиканта в дневник 1. Индивидуально-психологические качества: Оцениваемое Оценка качество очень хорошо удовлетворительно хорошо наблюдательность и сосредоточенность способность генерировать новые идеи сообразительность и понятливость целеустремленность и решительность поведение в сложных ситуациях и конфликтах преобладающее настроение другое 2. Культура поведения Оцениваемое качество очень хорошо Оценка удовлетвохорошо рительно слабо слабо тактичность вежливость пунктуальность грубость положительная реакция на критику товарищей и старших отрицательная реакция на критику товарищей и старших другое 3. Взаимоотношения с окружающими (поведение в коллективе): Оцениваемое Оценка качество очень хороудовлетвохорошо шо рительно самостоятелен способен вести за собой подчиняется чужому влиянию общителен держится отчужденно другое слабо 4. Соответствие компетенций практиканта требованиям практики Оцениваемое Оценка 7 качество очень хорошо хорошо удовлетворительно слабо Владение знаниями, полученными при изучении гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Умение применять вышеназванные знания в своей профессиональной деятельности Знание законодательных и нормативных правовых актов Знание видов выполняемых работ и оказываемых услуг Знание основ социологии и психологии труда Знание и умение оформления деловой документации Владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемой в сфере профдеятельности Другое 5. Соответствие основным требованиям работодателя: Оцениваемое Оценка качество очень хороудовлетвохорошо шо рительно Общая образованность Способность системно мыслить, умение перерабатывать большие объёмы информации и вычленять главное Умение применять на практике полученные знания Навыки командной работы Умение и желание постоянно учиться Целеустремлённость Адекватность самооценки Мировоззренческая позиция Психологическая подвижность Коммуникативность и мобильность Стрессовая устойчивость слабо 6. ОТЗЫВ _________________________________________________________________ Руководитель предприятия _________________ (подпись) __________________ (Ф.И.О.) 8 М.П. 9