Программа дополнительного образования «Адаптация к условиям школьной жизни», интеллектуальное направление, 5-6 лет

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 67
имени Героя Российской Федерации В. В. Замараева»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования
«Адаптация детей к условиям школьной жизни»
5-6 лет
Интеллектуальное направление

Разработчик:
Естехина Александра Николаевна,
учитель начальных классов

2018-19 учебный год
1

Пояснительная записка
В
современном
российском
образовании сложилась
ситуация
рассогласованности целей и отсутствие единой образовательной системы на
разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным
представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья
которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием
для другого.
Данная программа направлена не только на усвоение предусмотренных
знаний и соответствующих умений, но и общее развитие детей, включающее в
себя развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти и других
психических процессов.
Основная цель данной программы – обеспечение непрерывности и
преемственности дошкольного и школьного образования; создание условий для
максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.
Реализация цели предполагает решение ряда задач.
1. Создание развивающей среды.
2. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их
двигательной культуры.
3. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных
качеств ребёнка, а также его мышления, воображения, памяти,
речи, эмоциональной сферы.
4. Формирование опыта самопознания.
Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребёнка в
дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит
ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать
самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я
такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Программа построена в соответствии с принципами:
а) Личностно – ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели
воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи
приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к
развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Это целостное развитие дошкольника и готовность личности к
дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую
защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий
для самореализации.
б) Культурно – ориентированные принципы
2

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о
предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не
абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не
мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе
переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и
воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования
не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной в
соответствии с «научными» представлениями. Задача дошкольного образования –
помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и
должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной
деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как
ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний
должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться
в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с
результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно-ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а
организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают
открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач.
Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия
нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление
возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей
развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид,
что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует
опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не
управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить
творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать
и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных
задач и проблемных ситуаций.
Подготовка детей к обучению в школе проводится с 13 октября по 6 апреля
Занятия проводятся в форме урока общей продолжительностью 35 минут,
прерываемого динамической паузой 5 минут. Перемены по 10 минут активной
деятельности детей под руководством учителя.
Учебный план (20 недель)
Предмет
Подготовка детей к школе
Математика. « Я учусь считать»
20 часов, 1час в неделю
Обучение грамоте. «Весёлые звуки»
20 часов, 1час в неделю
3

Ведущим методическим приёмом на занятиях «Адаптация детей к условиям
школьной жизни» выступают дидактическая игра и игровые упражнения.
Учитель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения
взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес
к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия детей качественно
выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет
высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной
самооценки.

Структура и содержание программы
Программа представлена следующими разделами:
1. Математика и логика (20 часов).
2. Обучение грамоте (20 часов).
Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в
развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих
ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных
этапов его развития.
1. Математика и логика
Количество и счёт:
• закрепление навыков счёта в пределах 10 и выше;
• счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и
закрытыми глазами;
• количественный состав числа из единиц в пределах 10, а также замена одного
числа двумя меньшими; порядковый счёт в пределах 10;
• образование натуральных чисел в пределах 10 из предыдущего числа и единицы;
• сравнение натуральных чисел первого десятка;
• присчитывание и отсчитывание, начиная от любого числа в пределах 10; счёт
группами (по два, по три и так далее); знакомство с цифрами;
• классификация множеств как по отдельным признакам, так и по их сочетаниям;
• развитие логического мышления.
Величина:
• измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной
мерки;
• развитие глазомера.
Форма:
• закрепление представлений об элементарных геометрических фигурах,
• правильное их название (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб,
куб);
• использование геометрического материала в качестве средства классификации.
Ориентировка в пространстве:
4

• ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над,
под).
Ориентировка во времени:
• закрепление представлений о последовательности дней недели, название сезонов и
месяцев года;
• развитие «чувства времени» у детей.
2. Обучение грамоте.
Речь (устная и письменная) - общее представление.
Предложение и слово.
Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с
использованием графических схем. Слог, ударение.
Деление слов на слоги, ударение в словах (выделение голосом, длительное и
более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества
слогов в слове.
Звуки и буквы.
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и
согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие
преград в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль
гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слогозвуковой
анализ слов (установление количества звуков в слове, их характер,
последовательности), выделение ударных слогов.
Развивать умение слушать и понимать читаемую детям художественную
литературу; умение слышать педагогов, слушать других, умение вникать в
содержание их речи.
Развитие устной речи.
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой),
слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков:
обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию,
умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и
правильному интонированию (умение понижать и повышать голос).
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Пересказ знакомой сказки или невольного пересказа без пропусков, повторений
и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке определённого количества предложений,
объединённых общей темой или невольного рассказа с соблюдением логики
развития сюжета.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и
рассказам других детей.
3. Подготовка руки к письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и
умения держать карандаш и ручку при письме и рисования.
Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц
пальцев: обводка и штриховка контуров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с правилами гигиены письма.
5

Учебно - тематический план
№
п/п

« Я учусь считать» ( 20 часов)
Тема уроков

Кол – во
часов

1
1

5
6
7
8
9
10
11
12
13

Прямой и обратный счёт предметов. Круг, треугольник, квадрат.
Сравнение предметов, групп предметов: больше, меньше, столько же.
Приёмы сопоставления совокупностей предметов.
Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Думай, считай,
отгадывай.
Взаимное расположение предметов в пространстве. Временные
представления. Кто самый внимательный?
Порядковое значение чисел: первый, второй и т.д. Перевертыши.
Присчитывание и отсчитывание по единице.
Числа 1, 2, 3, 4, 5. Сравнение. Классификация.
Сравнение предметов по длине, по размерам. Линейка.
Прямые и кривые линии. Логические игры . Решение задач.
Повторение изученного материала.
Знаки «<», «>», «=» . Сравнение. Решение задач.
Знаки «+>, <->, = >. Счёт предметов парами.
Состав числа З. Решение задач.

14
15
16
17
18
19
20

Сложение и вычитание в случаях вида + - 3. . Логические задачи.
Состав числа 4. Арифметические действия с числами
Повторение изученного материала.
Состав числа 5. Арифметические действия с числами. Решение задач.
Числа 6, 7, 8, 9, 10. Счёт .Решение задач.
Сложение и вычитание в случаях - + 4. Решение задач.
Повторение изученного. Диагностика

1
1
1
1
1
1

1
2
3
4

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Обучение грамоте ( 20 часов)
Тема уроков
Наша речь. Что такое речь? Какая бывает речь?
Предложение. Рнс «Колобок»
Предложения по характеру и цели высказывания.
Ознакомление со словесным составом предложения.
Предложения состоят из слов. Пересказ рнс «Репка»
Ознакомление со слоговым строением слова.
Ознакомление со звуковым строением слова: гласные и согласные зв.
Ударение. Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Звуковой анализ слов. Составление моделей.
Повторение изученного материала. Рнс « Курочка ряба»
Деление слов на слоги. Ударение.
Гласные и согласные звуки. Составление предложений.
Гласные и согласные звуки. Игра «Живые звуки»
Интонационное выделение заданного звука. Игра «Живые звуки».
Интонационное выделение заданных звуков. Игра в слова.
Повторение изученного материала. Рнс « Лиса и волк»
Предложение. Слово. Слог. Звуки. Составление звуковых моделей слова.
Предложение. Слово. Слог. Ударение. Рнс « Лиса и тетерев»
Звуковой анализ. Деление слов на слоги. Ударение.
Повторение изученного материала. Диагностика.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Кол – во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6

Основные результаты обучения
В результате обучения к концу года дети должны знать:
- количественный и порядковый счёт в пределах 10 (в прямом и обратном порядке);
- понимать образование каждого числа из предыдущего и единицы (5=4 + 1) и из
последующего и единицы (4=5 - 1);
- состав чисел в пределах 10;
- обозначение числа с помощью цифр (от О до 9);
- понимать конкретный смысл действий сложения и вычитания;
- структуру задачи (условие, вопрос);
- иметь представление об элементарных геометрических фигурах;
- все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки
произносим, буквы пишем);
- гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
дети должны уметь:
- производить простейшие арифметические действия вида 1, а так же сложение и
вычитание по частям: 2, З, 4;
- решать простейшие задачи на нахождение суммы и остатка.
- правильно называть и распознавать элементарные геометрические фигуры;
- сравнивать количество элементов в двух множествах путём установления
взаимнооднозначного соотношения;
- классифицировать множества по таким признакам как размер, цвет, форма;
- вычленять слова из предложения;
- делить слова на слоги;
- вычленять звуки в словах, определять их последовательность;

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».