Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67 имени Героя Российской Федерации В. В. Замараева» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дополнительного образования «Адаптация детей к условиям школьной жизни» 5-6 лет Интеллектуальное направление Разработчик: Естехина Александра Николаевна, учитель начальных классов 2018-19 учебный год 1 Пояснительная записка В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствие единой образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого. Данная программа направлена не только на усвоение предусмотренных знаний и соответствующих умений, но и общее развитие детей, включающее в себя развитие мыслительных операций, восприятия, внимания, памяти и других психических процессов. Основная цель данной программы – обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования; создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка. Реализация цели предполагает решение ряда задач. 1. Создание развивающей среды. 2. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры. 3. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребёнка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы. 4. Формирование опыта самопознания. Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Программа построена в соответствии с принципами: а) Личностно – ориентированные принципы Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка. Принцип развития. Это целостное развитие дошкольника и готовность личности к дальнейшему развитию. Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации. б) Культурно – ориентированные принципы 2 Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя. Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания. Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной в соответствии с «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими. Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей. в) Деятельностно-ориентированные принципы Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие. Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Подготовка детей к обучению в школе проводится с 13 октября по 6 апреля Занятия проводятся в форме урока общей продолжительностью 35 минут, прерываемого динамической паузой 5 минут. Перемены по 10 минут активной деятельности детей под руководством учителя. Учебный план (20 недель) Предмет Подготовка детей к школе Математика. « Я учусь считать» 20 часов, 1час в неделю Обучение грамоте. «Весёлые звуки» 20 часов, 1час в неделю 3 Ведущим методическим приёмом на занятиях «Адаптация детей к условиям школьной жизни» выступают дидактическая игра и игровые упражнения. Учитель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной самооценки. Структура и содержание программы Программа представлена следующими разделами: 1. Математика и логика (20 часов). 2. Обучение грамоте (20 часов). Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития. 1. Математика и логика Количество и счёт: • закрепление навыков счёта в пределах 10 и выше; • счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами; • количественный состав числа из единиц в пределах 10, а также замена одного числа двумя меньшими; порядковый счёт в пределах 10; • образование натуральных чисел в пределах 10 из предыдущего числа и единицы; • сравнение натуральных чисел первого десятка; • присчитывание и отсчитывание, начиная от любого числа в пределах 10; счёт группами (по два, по три и так далее); знакомство с цифрами; • классификация множеств как по отдельным признакам, так и по их сочетаниям; • развитие логического мышления. Величина: • измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки; • развитие глазомера. Форма: • закрепление представлений об элементарных геометрических фигурах, • правильное их название (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, куб); • использование геометрического материала в качестве средства классификации. Ориентировка в пространстве: 4 • ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под). Ориентировка во времени: • закрепление представлений о последовательности дней недели, название сезонов и месяцев года; • развитие «чувства времени» у детей. 2. Обучение грамоте. Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преград в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слогозвуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характер, последовательности), выделение ударных слогов. Развивать умение слушать и понимать читаемую детям художественную литературу; умение слышать педагогов, слушать других, умение вникать в содержание их речи. Развитие устной речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос). Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Пересказ знакомой сказки или невольного пересказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя). Составление по картинке определённого количества предложений, объединённых общей темой или невольного рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей. 3. Подготовка руки к письму Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисования. Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров и бордюров непрерывным движением руки. Знакомство с правилами гигиены письма. 5 Учебно - тематический план № п/п « Я учусь считать» ( 20 часов) Тема уроков Кол – во часов 1 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Прямой и обратный счёт предметов. Круг, треугольник, квадрат. Сравнение предметов, групп предметов: больше, меньше, столько же. Приёмы сопоставления совокупностей предметов. Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Думай, считай, отгадывай. Взаимное расположение предметов в пространстве. Временные представления. Кто самый внимательный? Порядковое значение чисел: первый, второй и т.д. Перевертыши. Присчитывание и отсчитывание по единице. Числа 1, 2, 3, 4, 5. Сравнение. Классификация. Сравнение предметов по длине, по размерам. Линейка. Прямые и кривые линии. Логические игры . Решение задач. Повторение изученного материала. Знаки «<», «>», «=» . Сравнение. Решение задач. Знаки «+>, <->, = >. Счёт предметов парами. Состав числа З. Решение задач. 14 15 16 17 18 19 20 Сложение и вычитание в случаях вида + - 3. . Логические задачи. Состав числа 4. Арифметические действия с числами Повторение изученного материала. Состав числа 5. Арифметические действия с числами. Решение задач. Числа 6, 7, 8, 9, 10. Счёт .Решение задач. Сложение и вычитание в случаях - + 4. Решение задач. Повторение изученного. Диагностика 1 1 1 1 1 1 1 2 3 4 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Обучение грамоте ( 20 часов) Тема уроков Наша речь. Что такое речь? Какая бывает речь? Предложение. Рнс «Колобок» Предложения по характеру и цели высказывания. Ознакомление со словесным составом предложения. Предложения состоят из слов. Пересказ рнс «Репка» Ознакомление со слоговым строением слова. Ознакомление со звуковым строением слова: гласные и согласные зв. Ударение. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Звуковой анализ слов. Составление моделей. Повторение изученного материала. Рнс « Курочка ряба» Деление слов на слоги. Ударение. Гласные и согласные звуки. Составление предложений. Гласные и согласные звуки. Игра «Живые звуки» Интонационное выделение заданного звука. Игра «Живые звуки». Интонационное выделение заданных звуков. Игра в слова. Повторение изученного материала. Рнс « Лиса и волк» Предложение. Слово. Слог. Звуки. Составление звуковых моделей слова. Предложение. Слово. Слог. Ударение. Рнс « Лиса и тетерев» Звуковой анализ. Деление слов на слоги. Ударение. Повторение изученного материала. Диагностика. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол – во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 Основные результаты обучения В результате обучения к концу года дети должны знать: - количественный и порядковый счёт в пределах 10 (в прямом и обратном порядке); - понимать образование каждого числа из предыдущего и единицы (5=4 + 1) и из последующего и единицы (4=5 - 1); - состав чисел в пределах 10; - обозначение числа с помощью цифр (от О до 9); - понимать конкретный смысл действий сложения и вычитания; - структуру задачи (условие, вопрос); - иметь представление об элементарных геометрических фигурах; - все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем); - гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие; дети должны уметь: - производить простейшие арифметические действия вида 1, а так же сложение и вычитание по частям: 2, З, 4; - решать простейшие задачи на нахождение суммы и остатка. - правильно называть и распознавать элементарные геометрические фигуры; - сравнивать количество элементов в двух множествах путём установления взаимнооднозначного соотношения; - классифицировать множества по таким признакам как размер, цвет, форма; - вычленять слова из предложения; - делить слова на слоги; - вычленять звуки в словах, определять их последовательность; 7