СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ........................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ............................................................................................ 4
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ....................................................... 5
1.2 Направления воспитания .................................................................................. 6
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ................................................ 7
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ...................................................................... 16
2.1 Уклад общеобразовательной организации ................................................... 16
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ....................... 19
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ................................................................... 36
3.1 Кадровое обеспечение .................................................................................... 36
3.2 Нормативно-методическое обеспечение ...................................................... 36
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями ...................................................................... 37
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ...................................................................... 38
3.5 Анализ воспитательного процесса ................................................................ 40
Календарный план воспитательной работы ....................................................... 44
2
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №67
разработана с
учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в
2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400),
федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС)
начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Программа
основывается
на
единстве
и
преемственности
образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с
примерными
рабочими
программами
воспитания
для
организаций
дошкольного и среднего профессионального образования.
Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ №67 предназначена для
планирования и организации системной воспитательной деятельности;
разрабатывалась и утверждалась с участием коллегиальных органов
управления общеобразовательной организацией. Программа реализуется в
единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с
семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском
обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое
просвещение,
формирование
гражданской идентичности обучающихся.
3
российской
культурной
и
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их
родители (законные представители), представители иных организаций,
участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с
законодательством
Российской
Федерации,
локальными
актами
общеобразовательной организации. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
воспитание
своих
детей.
Содержание
воспитания
обучающихся
в
общеобразовательной организации определяется содержанием российских
базовых
(гражданских,
национальных)
норм
и
ценностей,
которые
закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют
инвариантное
содержание
воспитания
обучающихся.
Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает
духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов
России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется
и
осуществляется
в
соответствии
с
приоритетами
государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
4
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный,
принимающий
творческий,
судьбу
компетентный
Отечества
как
свою
гражданин
личную,
России,
осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся
в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения
в
интересах
человека,
семьи,
общества
и
государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи
воспитания
обучающихся
в
общеобразовательной
организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям,
традициям
(их
освоение,
принятие);
приобретение
соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений,
применения полученных знаний; достижение личностных результатов
освоения
общеобразовательных
программ
в
соответствии
с
ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных
программ включают осознание российской гражданской идентичности,
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность
5
обучающихся
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному
самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально
значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности
как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется
и
осуществляется
на
основе
аксиологического,
антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей
и
взрослых,
следования
нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям
воспитания в соответствии с ФГОС:
гражданское
гражданской
воспитание
идентичности,
—
формирование
принадлежности
к
российской
общности
граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование
традиционных
6
российских
семейных
ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность,
получение
профессии,
личностное
самовыражение
в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое
воспитание
—
формирование
экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания
— воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
7
Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий
ценность
каждой
человеческой
жизни,
признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом.
8
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
9
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего
края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и
ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий
общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния
на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
10
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий
в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности,
безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда
для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
11
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического
сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность
к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам
народов, проживающих в родной стране — России.
12
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской
культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий
неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих
этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех
граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с
людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной
принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия
насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство
собственного быта.
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
13
эмоционального благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и
пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для
физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием,
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые
достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в
семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе
оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения
законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в
современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
14
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том
числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими
людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в
жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном,
социально-экономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной
областях познания, исследовательской деятельности.
15
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
МБОУ СОШ №67 имени Героя Российской Федерации В.В. Замараева
расположена в посёлке Горный (35-й квартал), ул. Горького, д.11.
Природно-климатические
особенности
Уральского
региона
характеризуется как континентальный. Зима умеренно морозная, снежная, с
устойчивым снежным покровом, что позволяет уделять большое внимание
зимним видам спорта. Лето в Свердловской области теплое, умеренно
влажное, с преобладанием переменной облачной погоды, поэтому есть
возможность организовывать летние лагеря с дневным пребыванием детей.
Замкнутые и локализованные условия посёлка обусловили его
оторванность от культурных, досуговых центров, определённую
ограниченность
в
средствах
воспитания
личности.
Культурновоспитательная инфраструктура посёлка представлена следующими
учреждениями культуры:
Клуб «Звезда» – досуговый, развлекательный центр посёлка, «Дом
офицеров», расположенный на территории в/ч 40274. Социальноэкономическая сфера в микрорайоне школы развита слабо.
На развитие, воспитание нравственности огромное влияние оказывает
семья. Определённые трудности в образовании возникают у детей из
неполных семей; семей, состоящих на внутришкольном учёте; на учёте в
ПДН; опекаемых детей; семей «группы риска»; многодетных семей. Большая
часть родителей учащихся школы – военнослужащие и рабочие комбината
ЭХП. Средний возраст родителей 35 лет.
В социальном заказе родители ставят на первое место план
обеспечение социальной адаптации, развитие индивидуальных способностей,
профессиональное самоопределение.
По мнению родителей школа должна обеспечить:
подготовку к поступлению в ВУЗ - 55%;
образование в профильном классе - 60%;
нахождение в школьном пространстве до 16 лет - 45%;
занятия в кружке или спортивной секции при школе, - 80%.
Обучающиеся хотят, чтобы в школе было интересно учиться и
получать качественное образование, чтобы к ним относились с уважением,
видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом.
Анализ итогов социальной диагностики социума показывает, что он
характеризуется следующими чертами:
недостаточно высокой образованностью;
средним уровнем общей культуры;
16
достаточно высоким процентом семей «группы риска», неполных
семей, многодетных семей, малообеспеченных, мало занимающихся
проблемами воспитания и развития своего ребёнка;
вместе с тем 70% семей достаточно ответственно относятся к
своим родительским обязанностям, из них до 30% способны глубоко изучить
способности и склонности своего ребёнка, осознано прогнозировать его
будущее развитие, активно сотрудничать со школой.
В школу без ограничений принимаются дети, проживающие в
микрорайоне, за которым школа закреплена Учредителем. Дети,
проживающие вне микрорайона школы, принимаются при наличии
свободных мест.
Транспортные подъезды к школе удобны и доступны для безопасного
перемещения учащихся, живущих в других микрорайонах города.
В школе созданы все необходимые условия для обучения и воспитания
детей в соответствии с требованиями ФГОС: обустроены и оснащены
современным учебным оборудованием учебные кабинеты, обеспечены
компьютерной техникой и доступом в интернет, спортзал, спортивная
площадка. Необходимые меры доступности и безопасности обеспечены в
соответствии с нормативными требованиями.
Особенности социального окружения. На территории микрорайона
школы и в шаговой доступности от нее расположены организации, полезные
для проведения мероприятий с обучающимися: филиал ДГБ имени А.П.
Гайдара, клуб «Звезда», войсковая часть.
Особенности контингента учащихся. В 1 - 11 классах школы
обучается до 315 обучающихся в зависимости от ежегодного набора
первоклассников. Состав обучающихся школы неоднороден и различается:
- по учебным возможностям, которые зависят от общего развития
ребёнка и его уровня подготовки к обучению в школе. Ежегодно
разрабатываются рабочие программы по курсам внеурочной деятельности,
функционируют
группы
обучающихся
по
дополнительным
общеразвивающим программам;
- по социальному статусу, который зависит от общего благополучия
семьи или уровня воспитательного ресурса отдельных родителей
присутствуют обучающиеся с неблагополучием, с дивиантным поведением,
небольшой процент детей, стоящих на различных видах учета.
- по национальной принадлежности контингент однороден.
Источники положительного или отрицательного влияния на детей.
Команда администрации - квалифицированные, имеющие достаточно
большой управленческий опыт руководители, в педагогическом составе одинаковое соотношение стажистов с большим опытом педагогической
практики и молодых педагогов с достаточно высоким уровнем творческой
17
активности и профессиональной инициативы.
Возможные отрицательные источники влияния на детей - социальные
сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким
воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием и
организацией досуга своего ребёнка.
Оригинальные воспитательные находки школы:
1) система самоуправления класса, разработанная классными
руководителями на основе методики чередования персональных поручений,
целенаправленных воспитательных мероприятий и оценочных инструментов;
2) модель сотрудничества с родителями обучающихся, построенная на
установлении конструктивных отношений и целенаправленной организации
совместной деятельности;
3) обеспечение 100%-ого охвата внеурочной деятельностью всех
категорий обучающихся за счет профессионального ресурса педагогов
школы с привлечением педагогов дополнительного образования;
4) модель управления результатами образования на основе системы
распределения профессиональных поручений с учетом свободного выбора,
обеспечивающая повышение уровня персональной ответственности каждого
педагога за качество выполненной работы.
Принципы взаимодействия педагогов, школьников и их родителей, на
которых основывается процесс воспитания в МБОУ СОШ №67:
− принцип соблюдения законности и прав семьи и ребенка,
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
− создания в школе психологически комфортной среды для каждого
ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников, педагогов и родителей;
− принцип единства: создание в школе детско-взрослых общностей,
которые объединяют детей и педагогов яркими и содержательными
событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями при активном привлечении родителей;
− системность, целесообразность, эффективности процесса воспитания.
Основные традиции воспитания в МБОУ СОШ №67:
− основой годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела;
− важная составляющая каждого ключевого дела и большинства
совместных дел педагогов и школьников - коллективная разработка,
коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный
анализ их результатов;
− в школе создана система личностного роста ребёнка: по мере
18
взросления возрастает его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
− поощрение конструктивного межклассного и межвозрастного
взаимодействия школьников, их социальной активности;
− педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
− ключевая фигура воспитания в школе - классный руководитель,
выполняющий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Урочная деятельность
Реализация
воспитательного
потенциала
уроков
(урочной
деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой
учебной нагрузки) предусматривает:
максимальное
использование
содержания
учебных
предметов для
российских
традиционных
воспитательных
возможностей
формирования у обучающихся
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов,
модулей
тематики
в
соответствии
с
календарным
планом
воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
19
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение
интерактивных
форм
учебной
работы
—
интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного
диалога;
групповой
работы,
которая
учит
строить
отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения
со
сверстниками
общеобразовательной
и
педагогами,
организации,
соответствующие
установление
и
укладу
поддержку
доброжелательной атмосферы;
организацию
шефства
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными
потребностями,
дающего
обучающимся
социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование
и
поддержку
исследовательской
деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях
обеспечения
индивидуальных
потребностей
обучающихся
осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий по следующим
направлениям:
курсы,
занятия
исторического
20
просвещения,
патриотической,
гражданско-патриотической,
военно-патриотической,
краеведческой,
историко-культурной направленности;
курсы,
занятия
духовно-нравственной
направленности
по
религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной
культуры народов России, духовно-историческому краеведению;
курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности;
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества
разных видов и жанров;
курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь,
на решение задач воспитания и социализации обучающихся, может
предусматривает:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными
потребностями,
способностями,
давать
возможности
для
самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение
коллектива
класса
21
через
игры
и
тренинги
на
командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной
организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а
также (при необходимости) со школьным психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении
проблем
(налаживание
взаимоотношений
с
одноклассниками
или
педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем,
коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и
вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио,
в
которых
они
фиксируют
свои
учебные,
творческие,
спортивные, личностные достижения;
регулярные
направленные
на
консультации
формирование
с
единства
учителями-предметниками,
требований
по
вопросам
воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов
между учителями и обучающимися;
проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем
класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих
им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и
наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний,
22
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся
к
организации
и
проведению
воспитательных
дел,
мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований.
Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
общешкольные
праздники,
ежегодные
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия,
связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными
датами, в которых участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям
в России, мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом
на
приобретение
следующий
новых
уровень
социальных
образования,
статусов
в
символизирующие
общеобразовательной
организации, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной
организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в
развитие общеобразовательной организации, своей местности;
социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно
23
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с
участием
социальных
партнёров,
комплексы
дел
благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;
проводимые
для
жителей
поселения,
своей
местности
и
организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали,
представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для
жителей поселения;
разновозрастные
сборы,
многодневные
выездные
события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской,
патриотической,
историко-краеведческой,
экологической,
трудовой,
спортивно-оздоровительной и др. направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела
в
разных
ролях
корреспондентов,
(сценаристов,
ведущих,
постановщиков,
декораторов,
исполнителей,
музыкальных
редакторов,
ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей
и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,
анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями
с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые
совместно с социальными партнёрами общеобразовательной организации;
внешкольные
направленности,
тематические
организуемые
мероприятия
педагогами
по
воспитательной
изучаемым
общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;
24
в
экскурсии, походы выходного дня, организуемые в классах
классными
руководителями,
(законными
представителями)
в том числе совместно
обучающихся
с
с родителями
привлечением
их
к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других
участников
образовательных
отношений
по
её
созданию,
поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
общеобразовательную
организацию
государственной
символикой
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования
(флаг,
герб),
изображениями
символики
Российского
государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической
символики региона;
организацию
и
проведение
церемоний
поднятия
(спуска)
государственного флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских,
народных,
религиозных
мест
почитания,
портретов
выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
25
организацию и поддержание в общеобразовательной организации
звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
разработку,
оформление,
поддержание,
использование
в
воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях
общеобразовательной организации или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;
мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях
(холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной
форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического,
духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
подготовку
творческих
работ
и
размещение
обучающихся
регулярно
в
разных
сменяемых
предметных
экспозиций
областях,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений
в
общеобразовательной
организации,
доступных
и
безопасных
рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной
организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги
могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения
другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
26
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых
событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих
вечеров (событийный дизайн);
разработку
и
обновление
материалов
(стендов,
плакатов,
инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для
воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной
организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная
среда
строится
как
максимально
доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
создание и деятельность в общеобразовательной организации, в
классах
представительных
(родительского
комитета
органов
родительского
общеобразовательной
сообщества
организации,
классов),
участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения,
деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем
совете общеобразовательной организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские
собрания
по
вопросам
воспитания,
взаимоотношений
обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители)
могут посещать уроки и внеурочные занятия;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,
27
служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной
организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная
деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в
случаях, предусмотренных нормативными документами о психологопедагогическом
консилиуме
в
общеобразовательной
организации
в
соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их
законными представителями.
Самоуправление
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления
в общеобразовательной организации предусматривает:
организацию и деятельность органов ученического самоуправления,
избранных обучающимися;
представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией;
участие представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в общеобразовательной организации.
Профилактика и безопасность
Реализация
воспитательного
28
потенциала
профилактической
деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в общеобразовательной организации предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию
в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и
ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
«группы риска» силами педагогического коллектива и с привлечением
сторонних специалистов;
разработку
и
реализацию
профилактических
программ,
направленных на профилактику девиантного поведения; организацию
межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении
с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях;
по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного
движения,
противопожарной
безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской
обороне и т. д.);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
29
давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности,
альтернативной
девиантному
поведению
—
познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях
появления,
расширения,
влияния
в
общеобразовательной
организации маргинальных групп обучающихся;
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения.
Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
предусматривает:
участие представителей организаций-партнёров о сотрудничестве в
проведении
отдельных
мероприятий
в
рамках
рабочей
программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы в соответствии с
договорами;
участие
отдельных
представителей
уроков,
внеурочных
организаций-партнёров
занятий,
внешкольных
в
проведении
мероприятий
соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков,
занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение
открытых
дискуссионных
площадок
(детских,
педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров
для
обсуждений
актуальных
проблем,
касающихся
жизни
общеобразовательной организации, муниципального образования, региона,
страны;
30
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых
обучающимися,
педагогами
благотворительной,
направленности,
преобразование
с
экологической,
патриотической,
ориентированных
окружающего
организациями-партнёрами
на
социума,
трудовой
воспитание
позитивное
и
т. д.
обучающихся,
воздействие
на
социальное окружение.
Профориентация
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
общеобразовательной организации предполагает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при общеобразовательной
организации профориентационных смен с участием экспертов в области
профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями,
получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или
иной профессии, развить соответствующие навыки;
совместное с педагогами
ресурсов,
посвящённых
профориентационного
изучение обучающимися интернет-
выбору
профессий,
онлайн-тестирования,
31
прохождение
онлайн-курсов
по
интересующим
профессиям
и
направлениям
профессионального
образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей
(законных
представителей)
по
вопросам
склонностей,
способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных
курсов, включённых в обязательную часть образовательной программы, в
рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной
деятельности, дополнительного образования.
Школьный музей
Реализация воспитательного потенциала обучающихся через формы
работы Школьного музея предусматривает:
проведение
циклов
музейных
часов,
приуроченных
к
государственным праздникам, общественно значимым мероприятиям;
участие
обучающихся
в
подготовке
экспозиций
музея,
проведении экскурсий;
организацию
работы
с
архивом
музея,
фото-,
видео-
материалами, источниками личного происхождения;
привлечение обучающихся к личным встречам с ветеранами
школы, выпускниками, представителями городских организаций;
участие в работе региональных и всероссийских гражданско-
патриотических проектах;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.
32
Школьный спортивный клуб
Реализация воспитательного потенциала обучающихся в рамках
школьного спортивного клуба предусматривает:
пропаганду здорового образа жизни;
привлечение обучающихся в к систематическим занятиям физической
культурой и спортом, общефизической подготовке;
организацию занятий по видам спорта на уровне начальной
подготовки;
проведение физкультурных и спортивных мероприятий;
подготовку к участию школьных команд в официальных
соревнованиях различного уровня.
Наставничество
Реализация воспитательного потенциала обучающихся посредством
системы наставничества предусматривает:
создание системы взаимодействия обучающихся на разных уровнях
образования;
взаимодействие обучающихся одной образовательной организации,
при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени
образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами;
разносторонняя
поддержка
обучающегося
с
особыми
образовательными или социальными потребностями либо временная помощь
в адаптации к новым условиям обучения;
помощь
в
реализации
лидерского
потенциала,
улучшении
образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких
навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым
условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри
образовательной организации;
33
включенность наставляемых во все социальные, культурные и
образовательные процессы организации;
взаимодействие наставника и наставляемого в режиме внеурочной
деятельности;
координацию
взаимодействия
наставников
и
наставляемых
педагогом во всех формах наставничества.
Дополнительное образование
Реализация воспитательного потенциала обучающихся через систему
дополнительного образования предполагает:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них
деятельность, направленную на самореализацию, приобретение социально
значимых знаний, развитие социально значимых отношений, получение
опыта участия в социально значимых делах;
-
формирование
в
кружках,
секциях,
клубах
детско-взрослых
коллективов, которые могли бы объединять обучающихся и педагогов
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
-
формирование
у
школьников
навыков
осознанного
выбора
деятельности дополнительного образования;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения.
Детские общественные объединения
Воспитание в детских общественных объединениях осуществляется
через:
организацию общественно полезных дел, как в школе, так и за ее
пределами,
дающих
детям
возможность
получить
важный
для
их
личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим
людям, своей школе, обществу в целом;
34
развитие личных качеств обучающихся через полезно значимые виды
деятельности, в том числе волонтерскую;
организацию
общественно
полезных
дел,
дающих
детям
возможность получить важный для их личностного развития опыт
осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе,
обществу в целом;
осуществление конкурсной деятельности в рамках Российского
движения школьников, проекта «Большая перемена»;
организацию внеурочной работы на базе Центра детских
инициатив под руководством советника директора по воспитанию и
взаимодействию с детскими общественными объединениями.
35
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Кадровое
обеспечение
реализации
воспитательного
процесса
обучающихся в МБОУ СОШ №67 предполагает систему взаимодействия
педагогов в зависимости от их функционала, связанного с организацией
воспитательного процесса.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Нормативно-методическим обеспечением реализации Программы
воспитания МБОУ СОШ №67 являются следующие документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2021 г. №599 «О
мерах по реализации государственной политики в области образования и
науки»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 г.», паспорт национального проекта
«Образование», утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.18 г. №16;
-
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
36
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями на 11
декабря 2020 года);
-
Федеральный
дошкольного
государственный
образования,
образовательный
утвержденный
приказом
стандарт
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;
- Государственная программа «Развитие образования», утверждена
постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года №1642;
- Государственная программа Свердловской области «Развитие
системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской
области до 2025 года», утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области 19.12.2019 № 920-ПП;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 № 28;
- Устав МБОУ «СОШ №67», принят 15.01.2018 г.;
- Локальные акты МБОУ «СОШ №67».
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих
особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с
ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов,
из семей мигрантов, билингвы и др.), одарённых, с отклоняющимся
поведением, — создаются особые условия обучения и воспитания.
Особыми
задачами
воспитания
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями являются:
налаживание
эмоционально-положительного
37
взаимодействия
с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение
обучающихся,
психолого-педагогической
содействие
повышению
поддержки
уровня
их
семей
педагогической,
психологической, медико-социальной компетентности.
При
организации
воспитания
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и
(или) психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся
с
особыми
образовательными
потребностями
и
их
сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и
педагогических
воспитателей,
приёмов,
организацией
педагогов-психологов,
совместных
форм
учителей-логопедов,
работы
учителей-
дефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной
успешности
обучающихся
призвана
способствовать
формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
38
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся
строится на принципах:
публичности,
открытости
поощрений
(информирование
всех
обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);
соответствия
артефактов
общеобразовательной
и
организации,
процедур
качеству
награждения
укладу
воспитывающей
среды,
символике общеобразовательной организации;
прозрачности
правил
поощрения
(наличие
положения
о
награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в
этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
сочетания
индивидуального
и
коллективного
поощрения
(использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать
межличностные
противоречия
между
обучающимися,
получившими и не получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей
(законных
представителей)
обучающихся,
представителей
родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с
учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их
статусных представителей;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы
поощрения
проявлений
активной
жизненной
позиции
обучающихся и социальной: индивидуальные и групповые портфолио,
рейтинги, благотворительная поддержка.
39
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации
и
регулярном
поощрении
классными
руководителями,
поддержке
родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению)
артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио
может
включать
артефакты
признания
личностных
достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио,
возможно ведение портфолио класса.
Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий
(номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой
их успешностью, достижениями в чём-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся
(классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в
общеобразовательной
организации
воспитательных
дел,
мероприятий,
проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной
деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке
нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность
предусматривает
публичную
презентацию
благотворителей и их деятельности.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего
общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным
методом
общеобразовательной
воспитательной
анализа
организации
работы
с
целью
воспитательного
является
ежегодный
выявления
основных
процесса
в
самоанализ
проблем
и
последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
40
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей,
таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество
воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие —
это результат как организованного социального воспитания, в котором
общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом,
социальным
педагогом,
при
наличии)
с
последующим обсуждением результатов на методическом объединении
классных руководителей или педагогическом совете.
41
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не
удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем
предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива
родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.
Результаты
обсуждаются
на
заседании
методических
объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание
сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
42
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнёрства;
деятельности по профориентации обучающихся;
реализации системы наставничества;
организации дополнительного образования обучающихся.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником
директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года,
рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.
43
Приложение
№
1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
4
5
1
2
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
на 2022-2023 учебный год
Дела, события, мероприятия
Классы Сроки Ответственные
1. Урочная деятельность
День чтения
1-4
октябр Учителя
нач.
5-9
ь
классов
Учителя
рус.языка
и
литературы
День Конституции
6-10
декабр Е.А. Киреева
ь
М.А. Гудыма
День неизвестного солдата
5-9
Декаб Е.А. Киреева
рь
2. Внеурочная деятельность
Цикл мероприятий «Разговор о 1-10
1 раз в Классные
важном»
недел руководители
ю
Введение в проекты
2-4
сентяб Е.А Садченкова
5-10
рь
Волонтерский отряд «Зеленая 5-9
В
И.В. Савельева
лаборатория»:
общешкольные
течени
акции
е года
Выпуск
газеты
«Школьный 6-8
1 раз в М.А. Гудыма
вестник»
четвер
ть
3. Классное руководство
Цикл классных часов «Мы за 1-4
Согла М.А. Гудыма
здоровый образ жизни»
5-9
сно
Классные
10
плану руководители
День Отца
1-10
октябр Классные
ь
руководители
День Матери
1-10
ноябр Классные
ь
руководители
Акция
ко
Дню
пожилого 1-10
01.10 Е.А. Ежкова
человека
Классные
руководители
Акция «Весенняя неделя добра» 1-10
апрель Е.А. Ежкова
Классные
руководители
4. Основные школьные дела
День Знаний
1-10
01.09 М.А. Гудыма
Митинг ко Дню солидарности в 1-10
03.09 М.А. Гудыма
44
3
4
5
борьбе с терроризмом
День Учителя
Юбилей школы
День народного единства
6
Е.М. Медведева
Ю.В.Потапова
Н.В. Авдюхова
Г.С. Цивилева
Е.К.
Овсянникова
И.В. Савельева
Е.А. Киреева
В.В. Сувалова
М.А. Гудыма
05.10
29.10
04.11
День Героев России
1-10
1-10
1-4
5-10
5-9
7
«Новогоднее приключение»
5-10
30.12
8
9
День науки
День Защитника Отечества
1-10
1-10
10
Международный Женский День
1-10
11
12
День космонавтики
День Победы
Торжественная линейка
1-4
08.02
Согла
сно
отдель
ному
плану
07.03 Э.С.Сабирова
О.Д. Николенко
12.04 И.С. Боровкова
май
М.А. Гудыма
13
1
1-10
«Успех года»
1-10
5. Внешкольные мероприятия
Городской
конкурс
«Будь 7 «А»
здоров!»
2
Городская научно-практическая 1-4
конференция
5-10
3
Городской смотр строя и песни, 3
посвященный Дню Защитника
Отечества
Городская
военно- 8-10
патриотическая игра «Зарница»
4
5
Городской конкурс чтецов
6
Городской
конкурс
«Живая классика»
чтецов 5-10
7
«Васильевские чтения»
1-10
8
Городской смотр строя и песни
5-10
1-4
45
09.12
май
Е.А. Будилина
В
течени
е года
Январ
ьфевра
ль
Февра
ль
Л.М. Файзеева
Февра
ль
Е.А.Садченкова
М.А. Гудыма
В.К. Топоркова
А.Н. Естехина
Руководитель
юнармейского
отряда
Март Учителя
нач.классов
Март Учителя
рус.
языка
и
литературы
Апрел М.А. Гудыма
ь
Май
Руководитель
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
юнармейского
отряда
6. Организация предметно-пространственной среды
Оформление школы к 1 сентября 1-10
август Е.А.Садченкова
Оформление зоны возложения 1-10
03.09 Т.Н. Ерёмина
цветов к митингу, посвященному
Дню солидарности борьбы с
терроризмом
Оформление школы к Юбилею
1-10
октябр Т.Н. Ерёмина
ь
Оформление школы к Новому 1-10
декабр И.В. Савельева
году
ь
Е.А. Киреева
Оформление школы ко Дню 1-10
апрель И.С. Боровкова
космонавтики
Л.В. Калтыгина
Оформление школы ко Дню 1-10
май
М.А. Гудыма
Победы
Т.Н. Ерёмина
7. Взаимодействие с родителями
Родительские собрания
1-10
Раз в Администрация
четвер школы,
ть
классные
руководители
Индивидуальные консультации 1-10
По
Администрация
родителей
(законных
мере
школы,
представителей)
необх классные
одимо руководители,
сти
педагогпсихолог
Работа
общешкольного 1-10
В
Ю.В. Потапова
родительского комитета
течени
е года
Заседание Совета профилактики 1-10
План М.А. Гудыма
профи
лактич
еской
работ
ы
8. Самоуправление
Выборы в органы ученического 1-4
30.09 Е.С. Ежкова
самоуправления
5-10
Работа
ученического 1-4
В
М.А. Гудыма
самоуправления
5-10
течени Е.С. Ежкова
е года
День самоуправления
1-10
05.10 Е.М. Медведева
9. Профилактика и безопасность
46
1
Месячник безопасности
2
Акции отряда ЮИД «Безопасный 1-4
переход»
3
Всероссийский день правовой 1-10
помощи детям
10. Социальное партнёрство
Смотр
строя
и
песни, 1-4
посвященный Дню Победы
Библиотечные часы
1-4
1
2
1-10
1
11. Профориентация
Курс
внеурочных
«Тропинка к своему Я»
2
Программа «Билет в будущее»
3
Цикл классных часов «Я в мире 1-10
профессий»
занятий 1-4
5-9
10
7, 10
сентяб Э.С. Сабирова
рь
Согла Р.Т. Попова
сно
отдель
ному
Плану
работ
ы
20.11 Э.С. Сабирова
май
М.А. Гудыма
в/ч 40274
В
Филиал детской
течени библиотеки
е года им.Гайдара
В
течени
е
учебн
ого
года
Октяб
рь
В
течени
е года
Е.А. Лесовая
И.Ю.
Гребенкина
М.А. Гудыма
1
12. Школьный музей
День Школьного музея
1-10
29.10
2
Волонтерский музейный отряд
7-9
В
течени
е года
1
13. Школьный спортивный клуб
День здоровья
1-10
2
3
Городской турнир «Кожаный 5-6
мяч»
Легкоатлетическая эстафета
5-10
47
Один
раз в
четвер
ть
Апрел
ь
Май
Е.А. Лесовая
Классные
руководители
Р.П.
Слободяник
С.А. Останина
А.Ю.
Невидицин
Р.П.
Слободяник
С.А. Останина
1
14. Наставничество
Волонтерский отряд вожатых
2
Неделя культуры общения
1
15. Детские общественные объединения
Конкурс РДШ «Самый лучший 4 «А»
класс»
2
«Орлята России»
3 «А»
3
День книгодарения
1-10
4
«Большая перемена»
5-10
1-4
6-8
1-4
5-10
В
Е.С. Ежкова
течени
е года
Март Е.С.
Волокитина
Е.С. Ежкова
В
течени
е года
В
течени
е года
Февра
ль
Март
А.Н. Естехина
Э.С. Сабирова
В.К. Топоркова
Е.С. Ежкова
М.А. Гудыма
Е.С. Ежкова
Перечень основных государственных и народных праздников,
памятных дат в календарном плане воспитательной работы.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября:
День
окончания
Второй
мировой
войны,
солидарности в борьбе с терроризмом.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День Учителя;
Третье воскресенье октября: День отца;
30 октября: День памяти жертв политических репрессий.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства.
Декабрь:
48
День
3 декабря: Международный день инвалидов;
5 декабря: Битва за Москву, Международный день добровольцев;
6 декабря: День Александра Невского;
9 декабря: День Героев Отечества;
10 декабря: День прав человека;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
27 декабря: День спасателя.
Январь:
1 января: Новый год;
7 января: Рождество Христово;
25 января: «Татьянин день» (праздник студентов);
27 января: День снятия блокады Ленинграда.
Февраль:
2 февраля: День воинской славы России;
8 февраля: День русской науки;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: Международный день защиты детей;
5 июня: День эколога;
49
6 июня: Пушкинский день России;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодёжи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
25 августа: День воинской славы России.
50