Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67 имени Героя Российской Федерации В. В. Замараева» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Обучение чтению» 5-6 лет Интеллектуальное направление Разработчики: Кожаева Евгения Игоревна, Учитель начальных классов 2018-19 учебный год Пояснительная записка Чтение детей – это ключ к жизни в современном информационном пространстве. Не секрет, что многие родители хотели бы, чтобы их ребенок научился читать еще до поступления в школу. И в этом есть рациональное зерно, ведь ничто не способствует интеллектуальному развитию так, как чтение. Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать. Поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить. В обучении чтению существуют два пласта: теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение чтением - это совсем другая задача. И если у 6 летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Перед многими родителями неизбежно встает вопрос, когда и как начинать знакомить ребенка с буквами и переходить к обучению чтению. Данная программа предусматривает обучение чтению дошкольников 5-6 лет, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения, является модифицированной. Программа разработана с задачами и методами пособия «Букварь» Н.С.Жуковой. В пособии используется оригинальный способ обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента. То есть в качестве единицы чтения используется не отдельно взятая буква, а слог, что также в дальнейшем является единицей письма. Данная методика позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и более легко переходить от чтения к письму. Программа по обучению детей элементам чтения в детском саду «Читай-ка» реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала. Для более легкого запоминания букв дети их конструируют из палочек, лепят из пластилина, рисуют их на листе бумаги, штрихуют, обводят образец буквы и т.д. Программа так же включает в себя широкий словесный и иллюстративный материал: стихи, загадки, веселые рисунки. Интерес к занятию и мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль и самооценку ребенка. Игровой материал помогает создать радостную атмосферу в группе. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Педагогу следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать. Наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к чтению являются игровые технологии. Игровые технологии позволяют: • поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки; • создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности; • вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы; • позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия; • доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности, повышают • уровень развития познавательной активности и творческих способностей. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Программа рассчитана на 2 часа в неделею, 31 час за учебный период Направленность дополнительной образовательной программы. Программа способствует подготовке детей дошкольного возраста к обучению к школе, формирует определенный запас знаний, и в первую очередь навыки чтения. Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, слогов с изученными буквами, составление (из букв и слогов разрезной азбуки) слов – после слого-звукового анализа, а затем и после него, их чтение. В процессе освоения программы дети учатся плавному, слоговому чтению и чтению целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка, происходит осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений, коротких текстов, чтение с интонациями, с паузами, воспроизведение прочитанного текста по вопросам педагога и самостоятельно. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности. Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим. Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова. Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей. Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Новизна программы состоит в определении универсальных учебных действий при обучении чтению детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Актуальность. Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, психического развития ребенка. обучения чтению и задач возрастного Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно. Педагогическая целесообразность: В основе программы лежит идея последовательного формирования навыков слогового чтения у ребенка дошкольного возраста, развития мышления, внимания, речи, воспитания социально-адаптированной личности ребенка. Каждая образовательная область – новый шаг в познании. А познание происходит как через восприятие речи, так и через практическую деятельность ребенка. Цель: обучение детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв. Задачи: Образовательные: Обучать ребенка сознательному, правильному и плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами: читать слова с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных, с твердыми и мягкими согласными, с Ъ и Ь знаками. Формировать у детей навык осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного. Обогащать словарный запас, прививать интерес к чтению, развивать интерес к русскому языку. Развивающие: Развивать фонетический и речевой слух детей, вырабатывать отчетливое, правильное, громкое произношение слов, слогов и звуков речи; внимание, память, мышление. Воспитательные: Воспитывать старательность, заинтересованность в чтении. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы: Программа «Читай-ка» - это интегрированный курс, который представляет собой обучение чтению, первоначальное практическое знакомство с грамматическим категориями. Одновременно ведется подготовка руки ребенка к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Развитие речи ведется параллельно с обучением грамоте. Также на занятиях используются упражнения на развитие речевого аппарата: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом, обьединяясь в одну общую. Содержания занятий строятся в порядке возрастающей сложности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Подбираемые задания исходят из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука в слове, составлять слова с изучаемым звуком. Также используются шарады, ребусы, слоговые таблицы, загадки, которые активизируют мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Скороговорки, чистоговорки, считалки помогают детям развивать фонематический слух, используя их педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа речи. Основные формы работы с воспитанниками: игры- путешествия в городок Звукинск, по сказкам, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес. На каждом занятии учебная деятельность сочетается игрой, артикуляционной разминкой, дыхательной гимнастикой, физминуткой. Учебно-тематический план программы по обучению детей чтению «Читай-ка». № Тема Цель занятия. Оснащение. Навыки чтения Кол-во часов п/п 1 занятие 2 занятие 3 занятие 4 «Звук и буква «А». Сказка «Аленький цветочек». Познакомить детей со звуком «А» гласным звуком и буквой «А»- как знаком звука, не допуская смешения понятий звук и буква, формировать навыки работы с ребусами, чтения слогов из одной гласной. «Звук и буква «О». Сказка «Огневушкапоскакушка». Закрепление правильной артикуляции звука, Познакомить детей с гласным звуком «О», ориентировка на страницах тетради и книги, печатным написанием буквы «О». Учить чтение слогов из двух гласных, выкладывание работать с разрезной азбукой, читать по буквы из счетных палочек. Печатание буквы в слогам. тетради, напечатать цветными карандашами буквосочетание: АО 1 1 Звук и буква «У». Познакомить детей с гласным звуком «У», с Закрепление правильной артикуляции звука. Сказка «У печатным написанием буквы «У». Учить Чтение слогов с буквами А.О.У. в столбцах и в читать по слогам, определять количество строчке. Выкладывание буквы У из счетных Лукоморья». слогов в слове, используя разрезную азбуку. палочек. Печатание в тетради буквосочетаний: АУ, УА Звук и буква «Ы». занятие 5 Закрепление правильной артикуляции звука, 1 умение ориентироваться на странице тетради и книги, выкладывание буквы из счетных палочек, чтение слогов из одной гласной. «Звук «Э». и Учить распознавать звук «Ы» и Закрепление правильной артикуляции звука. соответствующую букву, правильно писать Чтение и составление слогов из букв: А.О, У, Ы. букву. Дать понятие о том, что звук и буква (В столбцах). «Ы» могут находиться в середине или в Лепка буквы из пластилина. Печатание цветными конце слова. Развивать фонематический карандашами буквосочетаний: УЫ, ОЫ, АЫ. слух. 1 буква Учить распознавать звук «Э», букву, давать Чтение словосочетаний и слогов с гласными: А, О, 1. характеристику звука «Э», правильно писать У, Ы, Э.( строчки и столбцы) занятие 6 занятие 7 занятие 8 занятие 9 занятие 10 букву «Э», ориентироваться на строке, Печатание в тетрадях буквосочетаний: ОЭ, АЭ. составлять из букв разрезной азбуки отгадки на загадки. «Звук и буква «Л». Сказка «Лиса Патрикеевна Учить распознавать звуки Л и Ль. соответствующую букву, писать букву Л. Развивать читательские умения. Упражнять в чтении буквосочетаний, слов. Учить читать и сопоставлять слова из разрезной азбуки. Выкладывание буквы Л из счетных палочек. 1 Чтение обратных слогов: АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ,ЭЛ, печатание этих слогов. Чтение слогов в столбцах и строчках. «Звук и буква «М». Сказка Морозко». Учить распознавать звуки «М» и Мь» и Чтение простых слов из трех букв, печатание соответствующую букву, писать букву «М», коротких слов в тетради. читать простые слова. Формировать у детей Игровые упражнения: «Напиши правильно». навыки правильного чтения. Составление из разрезной азбуки и чтение слогов и слов. 1 «Звук и буква «Н». Сказка «Несмеянацаревна». Учить распознавать звуки Н и Нь, Чтение слов парами, хором, индивидуально. соответствующую букву, развивать навыки Игровые упражнения: «Слоговой аукцион»: чтения вслух, хором, парами, на….(сос, род, ша). индивидуально, читать слоги по разрезной «Назовите слова, противоположные по значению, азбуке. начинающиеся со звуков: Н и Нь. 1 1 «Звук и буква «Р». Учить распознавать звуки Р Рь и Составление из разрезной азбуки слов: РАМА, Сказка «Репка». соответствующую букву, писать букву Р, ЛУНА, ЛАРА. Лепка буквы из пластилина. упражнять в чтении слов с изученными Набор слов на слоговом полотне на букву Р. Чтение буквами, предложений. находить слова с по столбикам. буквой «Р» по картине, знакомить с упражнениями со звуком «Р» в чистоговорках. Закреплять навыки правильного чтения Работа с разрезной азбукой. Прививать интерес и любовь к чтению. «Буква «Я». Познакомить детей с буквой Я со способом Слова под диктовку: ма-мя, на-ня, ра-ря, ла-ля. 1 обозначения мягкости с помощью буквы Я. Чтение слов с доски, слов из четырех и более слов, занятие 11 Учить писать букву Я, читать слова с буквой столбиками и строчками. Штриховка буквы Я. В Я, отрабатывать навыки чтения. Прививать тетрадях. внимание к слову, его произношению, интерес к чтению. Буква «Ю». занятие Буква Сказка занятие. дурак». 12 13 занятие 14 занятие 15 занятие Познакомить детей с буквой Ю, Чтение хором, парами, индивидуально с доски. совершенствовать навыки чтения, учить Чтение текстов. Игровые упражнения: «Допиши ориентироваться в тетради, в тексте. слово к названию сказки». Прививать интерес к чтению. «Е». Познакомить детей с буквой Е, учить писать Запись слов в тетрадях под диктовку: ЕЛИ, «Емеля- ее, совершенствовать умение читать слова с ЕЛЕНА. изученными буквами. Продолжать учить Чтение слов из 4-5 букв, строчками, столбцах. читать слоговую таблицу и слова. Прививать интерес к чтению. Буква «Е». 1 1 Познакомить детей с буквой «Е», ее Игровые упражнения: «Отгадай загадку, отгадку 1 печатным написанием. Учить читать слоги и напиши» слова. Совершенствовать навыки чтения. «Посмотри на картины, напиши обобщающее Прививать интерес к чтению. слово». Чтение предложений, небольших текстов. Работа парами, чтение хором. Печатание букв, штриховка. . «Звук и буква Познакомить детей с гласным звуком «И», Игровое упражнение: «Назови героя сказки и «И». Сказка печатным написанием буквы «И». Учить напиши» (Иван). «Иван-царевич». составлять слова по слоговой таблице, читать Составление слов со звуком И разрезной азбукой. слоги и слова. Прививать интерес к чтению. Чтение небольших текстов, предложений . Печатание слов в тетради. 1 Звуки «Г-Гь» Познакомить детей согласным звуком «Г», с Чтение предложений с доски шепотом, (звонкий), буква печатным написанием буквы «Г». Учить индивидуально, парами. «Г». Сказка читать слова и проводить их фонетический Игровое упражнение: «Напиши слово, разбор. Беседа по картине к сказке «Гуси- обозначающие предметы на картине». «Гуси-лебеди». лебеди», чтение слоговой таблицы. Учить Чтение небольших текстов. составлять из букв слова: гуси, гриб. Совершенствовать навыки чтения. 1 16 занятие 17 занятие Звуки «К-Кь» Познакомить детей согласным звуком «К», Игровое упражнение: «Напиши пропущенную (глухой), буква буквой «К». Продолжать упражнять в букву, прочитай слово», «Напишите героев сказки, начинающихся на букву К». «К». Сказка чтении слов с изученными буквами. Чтение небольших текстов. «Колобок». . Звуки «Д-Дь», буква «Д». Сказка «Двое из сумы». Познакомить детей с согласным звонким Чтение слогов и дополнение их до слов. звуком «Д», познакомить с печатным Чтение слогов, меняя их местами. Запись написанием буквы «Д». Учить читать слоги предложения: У дома дуб. и слова, предложения, проводить Чтение текстов. Игровое упражнение: «напиши фонетический разбор слова. Продолжать слово-отгадку». читать по слоговой таблице и составлять слова по этим слогам. Совершенствовать навыки правильного, плавного, выразительного чтения. 1 1 Звуки «Т-Ть», Познакомить детей с согласным глухим Чтение столбиками хором, парами, по рядам, буква «Т». Сказка звуком «Т», печатным написанием буквы индивидуально. Чтение буквосочетаний. Работа с «Т». Учить читать слова и слоги, , читать по ребусами. Лепка буквы из пластилина. «Теремок». слоговой таблице, выкладывать слова из разрезной азбуки. 1 Звуки «В-Вь», буква «В». Сказка «Василиса Прекрасная». Познакомить детей с согласным звонким Чтение пары слов: сокол-колос, корона-корова. звуком «В-Вь», буквой «В», с печатным Чтение слов с доски: ворона, ворота и т.д., чтение написанием буквы «В». Упражнять в чтении столбиками. слов с изученными буквами, небольших текстов. Развивать навыки правильного и выразительного чтения. 1 Познакомить детей с согласным глухим Запись слов с делением их на слоги. звуком «Ф», печатным написанием буквы Чтение текстов, «Ф», читать слоги с договариванием до целого слова, читать слова, предложения и тексты с буквой Ф, выразительно, извлекать из текста необходимую информацию. 1 занятие Звуки «Ф-Фь», буква «Ф». Сказка «Финистясный сокол». 21 Звуки «С-Сь», буква «С». Сказка Познакомить детей с согласным глухим Чтение слов столбиками и строчками. звуком «С», печатным написанием буквы Чтение маленьких текстов с картинками. 1 18 занятие 19 занятие 20 занятие «Снегурочка». «С». Читать слова, предложения, тексты, Игровое упражнение: «Допиши букву». понимая смысл прочитанного. 22 . Звуки «Б-Бь», буква «Б». Сказка «Бобовое зернышко Познакомить детей с согласным звонким Чтение текста: «В магазине». звуком «Б», печатным написанием буквы Игровые упражнения: «Напиши правильно». «Б». Учить читать слова и несложные Выкладывание буквы счетными палочками. тексты, закреплять умение проводить фонетический разбор слова. Разучивание скороговорки. Совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения. 1 Звуки «П-Пь», буква «П». Сказка «Петушокзолотой гребешок». Познакомить детей с согласным глухим Печатание в тетрадях слов: ап, па, пап, пал, плат. звуком «П», печатным написанием буквы Чтение текстов. «П». Учить читать слова по слоговой Игровые упражнения: «Читай, пиши, соединяй». таблице и несложные тексты, вырабатывать навык правильного, плавного чтения. 1 занятие 23 занятие 24 занятие 25 занятие 26 занятие Познакомить с согласными звуками «Х», Игровое упражнение: «Соедини правильно». Звуки «Х-Хь», «ХЬ», печатным написанием буквы «Х». Чтение слов столбиками, в строчках. буква «Х». Сказка Учить читать несложный текст и находить в Чтение текстов. нем слова с буквой «Х», составлять слова из «Хаврошечка». букв разрезной азбуки. Совершенствовать навыки правильного чтения, понимания смысла прочитанного. 1 Звук «Ж», буква Познакомить детей с твердым звонким Запись слов с делением их на слоги. звуком «Ж», печатным Чтение текстов по ролям. «Ж». Сказка согласным написанием буквы «Ж». Учить читать слова «Жар-птица». и стихотворения, читать по слоговой таблице. Закреплять умение проводить фонетический разбор слова, познакомить с тем, что у звука «Ж» нет мягкой пары. 1 Звук и буква «Ш». Познакомить детей с твердым глухим Чтение слов со звуком Ш. согласным звуком «Ш», печатным Печатание слогов с буквами Ш. написанием буквы «Ш». Учить читать Чтение текстов. слоги, слова, предложения и стихи. 1 Закреплять умение проводить фонетический разбор слова. Закрепить с детьми знания о том, что у звука «Ш» нет мягкой пары. Совершенствовать технику чтения. 27 занятие 28 занятие 29 занятие 30 занятие распознавать звук Ч и Чтение слов с буквой Ч. Звук и буква «Ч» Учить Сказка «Чудо соответствующую букву., писать букву, Составление слов из слогов с буквой Ч. Печатание познакомить с особенностями звука Ч, как слогов в тетради под диктовку. морское». всегда мягкого звука. Упражнять в осознанном и выразительном чтении, развивать умение рассказывать о прочитанном Совершенствовать технику чтения 1 распознавать звук Щ и Чтение слов в столбиках. «Щ». Сказка Учить «Щука чудесная». соответствующую букву, писать букву Щ. Печатание слов под диктовку. Упражнять в написании слов с Игровое упражнение: «Угадай и напиши». буквосочетаниями. Совершенствовать навыки осознанного чтения. 1. . Звуки и буквы Познакомить твердым согласным звуком «Ц». Сказка «Ц», печатным написанием буквы. Учить читать несложные тексты. Познакомить «Царевнадетей с тем, что у твердого звука «Ц» нет лягушка». мягкой пары. Закреплять умение проводить фонетический разбор слова. Упражнять в осмысленном и выразительном чтении. Чтение слов с буквой Ц. Чтение слов с доски. Печатание слов в тетради под диктовку. Игровое упражнение: «Напиши ответ». 1 Составление слогов с буквой Й. Чтение предложений, текстов с пониманием прочитанного. Игровое упражнение: «Прочитай и допиши». 1 .Звук и буква «Й». Познакомить со звуком Й, соответствующей буквой , печатным написанием буквы. Учить читать несложные тексты. Познакомить детей с особенностями звука, как всегда мягкого согласного. Закреплять умение проводить фонетический разбор слова. Упражнять в осмысленном и выразительном чтении. 31 занятие 32 занятие Буквы «Ь», «Ъ». Познакомить с буквами «Ь», «Ъ», с Чтение слов с буквами Ь и Ъ. разделительной функцией твердого знака, со Чтение слов в столбиках и строчках. смягчающей функцией мягкого знака, Печатание слов под диктовку в тетрадях. печатным написанием этих букв, что у этих букв нет звуков. Учить читать слова, проводить фонетический разбор слова, совершенствовать навыки чтения. 1 Как хорошо уметь Совершенствовать умение детей навыки Чтение текстов по ролям, парами. Индивидуально. 1 чтения, поддерживать стремление детей читать. читать. Закреплять умение распознавать и характеризовать изученные буквы и звуки.